Товарный знак без эквивалента

Комиссия Ленинградского УФАС России 16  июля 2014 года рассмотрела жалобу ООО «ПК «Технические Средства Безопасности» на действия Заказчика Администрация Сосновоборского городского округа Ленинградской области при проведении электронного аукциона (извещение от 03.07.2014, начальная (максимальная) цена муниципального контракта 1 295 207,92 рубля).

По мнению Заявителя, документация об аукционе предусматривает использование участником закупки при выполнении работ товара определенного производителя (световозвращающая пленка 3М), что не позволяет предложить аналогичный по своим характеристикам товар и, в конечном счете, принять участие в торгах.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно пункту 1  части 1  статьи 33  Закона о контрактной системе заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки необходимо учитывать,  что описание объекта закупки должно носить объективный характер.  В описании объекта закупки указываются функциональные,  технические и качественные характеристики,  эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).  В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков,  знаков обслуживания,  фирменных наименований,  патентов,  полезных моделей,  промышленных образцов,  наименование места происхождения товара или наименование производителя,  а также требования к товарам,  информации,  работам,  услугам при условии,  что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки,  за исключением случаев,  если не имеется другого способа,  обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.  Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае,  если при выполнении работ,  оказании услуг предполагается использовать товары,  поставки которых не являются предметом контракта.  При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент»,  за исключением случаев несовместимости товаров,  на которых размещаются другие товарные знаки,  и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами,  используемыми заказчиком,  а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию,  используемым заказчиком,  в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В рассматриваемом случае осуществляется закупка подрядных работ с определенными Заказчиком требованиями к их качеству,  техническим характеристикам и результату. Согласно пункту 4.3  раздела «Техническое задание» знаки,  предлагаемые подрядчиком к использованию при выполнении работ, должны быть изготовлены из световозвращающей алмазной пленки с наименованием 3М серии 3930, тип «Б», лицевая сторона и окантовка по периметру должна быть изготовлена из желто-зеленой флуоресцентной световозвращающей флуоресцентной пленки с наименованием 3М  серии 4083,  тип «В».
Материалы дела подтверждают,  что сам по себе факт указания Заказчиком в «Техническом задании» наименования пленки ЗМ не привел к ограничению количества участников закупки – для участия в аукционе свои заявки подали четыре участника закупки.
Иными словами,  доказательства вменяемого Заказчику нарушения в материалы дела не представлены,  Комиссией не установлены.
Вместе с тем по итогам проведения внеплановой проверки Комиссия выявила в действиях Заказчика следующее нарушение Закона о контрактной системе.
По информации,  размещенной на официальном сайте Роспатента www.rupto.ru  в разделе «Открытые реестры»,  наименование ЗМ» является зарегистрированным товарным знаком (реестровая запись 423932).
Как указано выше,  документация об электронном аукционе может содержать указание на товарные знаки в случае,  если при выполнении работ,  оказании услуг предполагается использовать товары,  поставки которых не являются предметом контракта.  При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент»,  за исключением случаев несовместимости товаров,  на которых размещаются другие товарные знаки,  и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами,  используемыми заказчиком,  а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию,  используемым заказчиком,  в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1  части 1  статьи 33,  пункт 1  части 1  статьи 64  Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2  статьи 33  Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями,  указанными в части 1  настоящей статьи,  должна содержать показатели,  позволяющие определить соответствие закупаемых товара,  работы,  услуги установленным заказчиком требованиям.  При этом указываются максимальные и (или)  минимальные значения таких показателей,  а также значения показателей,  которые не могут изменяться.
При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том,  что пункт 4.3  раздела «Технического задания» документации об аукционе содержит указание на световозвращающую алмазную пленку и световозвращающую флуоресцентную пленку конкретного производителя.
Заказчик,  воспользовавшись правом заявить определенную марку товара (3М),  в нарушение перечисленных выше положений статьи 33  Закона о контрактной системе не сопроводил ее словами «или эквивалент» и не указал технические характеристики,  требования к качеству,  иные характеристики товара,  определяющие ее соответствие установленным Заказчиком требованиям.
 
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2  части 22  статьи 99,  частью 8  статьи 106  Закона о контрактной системе,  Комиссия решила:
 
1. Признать жалобу ООО «ПК «Технические Средства Безопасности» необоснованной.
2. Признать администрацию Сосновоборского городского округа Ленинградской области нарушившей пункт 1  части 1,  часть 2  статьи 33  Закона о контрактной системе.
3. Выдать администрации Сосновоборского городского округа Ленинградской области предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать ответственному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 553-03-3796-РЗ/14  для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

                                                    ПРЕДПИСАНИЕ
                                        по делу № 553-03-3796-РЗ/14
 
Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) предписывает:
• Аукционной комиссии отменить все протоколы,  составленные в ходе осуществления закупки.
• Заказчику внести изменения в документацию об аукционе по определению подрядчика;
• продлить срок подачи заявок на участие в аукционе