Об объединении в один лот услуг, часть из которых относится к услугам естественных монополий

Рассмотрим несколько однотипных дел и решений Федеральной антимонопольной службы. Во всех случаях была закупка предоставления услуг внутризоновой телефонной связи с сохранением абонентских номеров, но не только.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу № 2-57-16026/77-16. Комиссия УФАС 30.12.2016 рассмотрела жалобу ПАО «Мегафон» на действия ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» при проведении электронного аукциона на оказание услуг связи и доступа к сети интернет (Закупка № 0373100104316000153)

Заказчиком в Техническом задании установлено: выделение 70 телефонных номеров в коде 495; перечень используемых прямых городских номеров  Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр спортивной подготовки сборных команд России», в частности 617-02-65, 617-02-66.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу № 2-57-6686/77-16. Комиссия 29.06.2016 рассмотрела жалобу  ПАО «Мегафон» на действия ФГБУ ЦВ  при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг связи (внутризонной, междугородней), интернета для нужд ФГБУ "Центр ветеринарии" (Закупка №0373100014316000006).
Заказчиком в п.13 Технического задания установлено следующее: «Сохранение прямых московских телефонных номеров (код сети 495, номера 617-19-20,617-19-23,617-19-24,617-19-25,617-19-26,617-19-27,617-19-31,617-19-32,617-19-33,617-19-37,617-19-30)»

Решение Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок по делу № К – 318/16. Комиссия 16.03.2016 рассмотрела жалобу ООО «СТК» (далее – Заявитель) на действия Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.

В техническом задании документации об Аукционе установлены следующие требования: «Предоставление Заказчику услуг местной телефонной связи и доступа к услуге внутризоновой связи, с организацией 60 (шестидесяти) соединительных линий (2-х цифровых потоков Е1 (интерфейс G.703) по собственному волоконно-оптическому кабелю до мест установки оконечного (пользовательского) оборудования, расположенного в административных зданиях Государственного заказчика. Исполнитель обеспечивает сохранение имеющейся у Государственного заказчика нумерации в коде АВС = 495 с 204-8656 по 204-8665; 739-7434 и в коде АВС = 499 с 321-5272 по 321-5281, с 3215407 по 3215419, с 3215424 по 3215431, с 3215435 по 3215442, с 3215447 по 3215453, с 3215456 по 3215499».

Кроме того, согласно пояснениям, представленным на рассмотрение Комиссии представителями Заказчика, в зданиях Заказчика имеется собственный волоконно-оптический кабель, связывающий конечное оборудование Заказчика и АТС местного оператора связи.

Указанное требование к схеме организации междугородной и международной телефонной связи ограничивает иных участников закупки в возможности исполнения указанных условий, кроме местного оператора связи, поскольку АТС указанного оператора уже связана волоконно-оптическим кабелем с оконечным оборудованием Заказчика.

Решение Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок по делу № К–18/17.  Комиссия 11.01.2017 рассмотрела жалобу ПАО «Мегафон» (далее – Заявитель) на действия  Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены в том числе следующие положения: «Предоставление Абоненту услуг местной телефонной связи в административном здании Абонента в следующем объеме: выделение Абоненту в пользование 20 (двадцать) абонентских телефонных номеров  в коде АВС=495 (г. Москва) с индексом «98*»; оператор обеспечивает сохранение имеющейся у Абонента нумерации в коде АВС = 495: с 987-03-80 по 987-03-99, а при невозможности реализации данного требования Оператор своими силами и за свой счет без  взимания дополнительной платы  выделяет 20 (двадцать) абонентских телефонных номеров в коде АВС=495 г. Москвы;  обеспечивает услугу автоинформатора на номерах (с 987-03-80 по 987-03-99) в течение 6 (шести) месяцев с даты заключения контракта».

Все жалобы признаны обоснованными. В действиях заказчиков обнаружены нарушения пунктов 1, 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, п.1 ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе. Выданы предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе. Материалы переданы соответствующим должностным лицам управлений ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Обоснования позиции контрольного органа при рассмотрении дел одинаковые, поэтому нами объединены:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Приказом Мининформсвязи России от 17.11.2006г. № 142 утверждены и введены в действие Российская  система нумерации и Российский план нумерации. 

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 № 310 «Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» (далее – Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи) оказание услуг местной телефонной связи должно осуществляться с использованием абонентского номера однозначно определяющего (идентифицирующего) оконечный элемент сети связи (номер в коде ABC).

Номера для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи выделяются в коде DEF.

Согласно подпункту «б» пункта 19 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 № 350, оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи, за исключением случаев, если абонент при заключении договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи принял решение о сохранении абонентского номера, выделенного ему для оказания услуг связи другим оператором подвижной радиотелефонной связи.

Следовательно, оператор местной связи имеет номерную емкость согласно выделенному ресурсу нумерации и вправе оказывать услуги связи только с использованием выделенной ему номерной емкости.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003  № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Согласно части 7 статьи 26 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации или его часть другому оператору связи только с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи.

Действующим законодательством Российской Федерации о связи не предусмотрена возможность передачи нумерации в коде АВС от одного оператора связи другому иным способом, кроме как по договору возмездного оказания услуг.

В соответствии с Административным регламентом Федерального агентства связи по  предоставлению государственной услуги по выделению, изъятию, изменению и переоформлению ресурса нумерации  (утвержденным Приказом Минкомсвязи России от 02.07.2012 № 167) может быть рассмотрено заявление о выделении, изменении, изъятии или переоформлении ресурса нумерации. Срок предоставления государственной услуги по передаче ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи составляет 40 (Сорок) дней со дня  регистрации в системе электронного документооборота последнего из поступивших заявлений.

Исполнить требования документации о сохранении существующей ABC нумерации при оказании заказчикам услуг связи с учетом установленных сроков проведения конкурентных процедур, начала оказания услуг не представляется возможным участникам закупки кроме текущего оператора связи Заказчика, с которым ранее заключен договор.

С учетом изложенного, сохранение существующей АВС нумерации зависит от оператора связи, которому в настоящее время выделен ресурс нумерации. Исполнить требование документации о закупке в части оказания услуг местной связи для обеспечения сохранения существующей ABC нумерации может только оператор, с которым у Заказчика имеются договорные отношения, либо участником закупки должен быть уже заключен договор с соответствующим оператором о передаче указанной нумерации.

Осуществить переадресацию и голосовое оповещение абонентов также может только  оператор связи на основании абонентского договора. Поскольку сохранение за заказчиком существующих абонентских номеров в коде АВС после прекращения государственного контракта невозможно, следовательно, получение услуги переадресации вызовов или автоматического информирования с использованием таких номеров возможно только после заключения Исполнителем договора с действующим оператором связи. Вместе с тем, у Исполнителя государственного контракта нет гарантии, что соответствующий договор будет заключен.

Мнение эксперта. Не нужно делать вид, что вы проводите конкурентную процедуру, если услугу может оказать один-единственный исполнитель. Контрольные органы этого очень не любят. Предоставление услуг местной телефонной связи относится к деятельности естественных монополий. Закупку можно осуществить у ед.поставщика на основании п.1 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Остальное, например, интернет, закупаются отдельно – на основании п. 4 или путем проведения конкурентной процедуры. Ирина Козлова