Требования технического задания, отличающиеся от ГОСТ, нужно обосновывать

Приостановлен аукцион на определение подрядчика по строительству Южной улицы в Лахте за 868 млн. рублей.

История вопроса

23 Ноября 2016 года опубликовано извещение № 0172200002516000243 на выполнение работ по объекту «Строительство Южной ул. в Лахте до соединения с автомобильной дорогой вдоль восточного берега озера Лахтинский разлив». Заказчик - Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга. Сроки проведения процедуры несколько раз сдвигались, т.к. в запросах на разъяснение документации участники указывали на противоречия в документации и требовали внесения изменений. Одновременно с подачей заявки на участие подрядчик "ПО "Возрождение" обратился в с просьбой разъяснить и изменить ряд положений документации об аукционе. 6 марта из КРТИ пришел ответ, который, по версии ПО "Возрождение", "нарушает права участников и не соответствует действующему законодательству в области закупок". Была подана жалоба в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу. Решение по делу № 44-756/17 было принято 14 марта 2017 года.

Мнение заявителя

По мнению участника некоторые требования документации к строительным материалам не соответствуют законодательству о госзакупках. Указанные заказчиком диапазонные характеристики не соответствуют ГОСТам. При описании объекта закупки используются не стандартные показатели и их значения, причем отсутствует обоснование необходимости использования других показателей. ​

Мнение заказчика

В КРТИ были не согласны с требованиями компании, отмечая, что доводы, изложенные в жалобе ПО "Возрождение", носят субъективный характер и никак не могут констатировать факт нарушения. ​

Комиссия УФАС установила

Заказчиком при составлении аукционной документации нарушены требования Закона о контрактной системе. Например, согласно п. 1 «Щебень» Приложения № 6 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: «Нормативный документ: ГОСТ 8267-93. Потеря массы при испытании щебня на истираемость: Менее 30 %. Марка щебня по истираемости: И2. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов: более 640 не более 740 Бк/кг.». Согласно п. 4.4.3 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» марки по истираемости щебня и гравия должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 6:

 

Марка по истираемости щебня и гравия Потеря массы при испытании, %
  щебня гравия
И1 До 25 включ. До 20 включ.
И2 Св. 25 до 35 Св. 20 до 30
И3 "35 "45 "30 "40
И4 "45 "60 "40 "40

 

Таким образом, Заказчиком установлено требование о соответствии щебня ГОСТ 8267-93, при этом показатель потери массы при испытании щебня на истираемость не соответствует данному государственному стандарту. Согласно требованиям Заказчика к показателю (менее 30%) участник закупки вправе указать значение, например, 15%, которое будет соответствовать требованиям Заказчика, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 и требованиям Заказчика к показателю марки щебня по истираемости.

В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 4.9 ГОСТ 8267-93 при производстве щебня и гравия должна проводиться их радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область применения. Щебень и гравий в зависимости от значений суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф применяют:

  • при Аэфф до 370 Бк/кг - во вновь строящихся жилых и общественных зданиях;
  • при Аэфф св. 370 до 740 Бк/кг - для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных зданий и сооружений;
  • при Аэфф св. 740 до 1500 Бк/кг - в дорожном строительстве вне населенных пунктов.

Таким образом, требование Заказчика к нижней границе диапазона значений показателя удельной эффективной активности естественных радионуклидов не соответствует ГОСТ 8267-93.

В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 6 «Мастика битумно-резиновая» Приложения № 6 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: «Государственный стандарт: ГОСТ 15836-79. Глубина проникания иглы при температуре плюс 25 °С: Не менее 20 мм. Температура размягчения (КиШ): Не более 90 °С.».

Согласно п. 1.2 ГОСТ 15836-79 «Мастика битумно-резиновая изоляционная. Технические условия» мастика в зависимости от температуры размягчения подразделяется на марки: МБР-65, МБР-75, МБР-90 и МБР-100.

Согласно п. 1.5 ГОСТ 15836-79 мастика должна соответствовать требованиям, указанным в таблице:

 

Наименование показателя  Норма для марок
  МБР-65  МБР-75 МБР-90 МБР-100
1. Температура размягчения по методу "Кольца и шара", °С , не менее 65 75 90 100
2. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм, не менее 40 30 20 15
3. Растяжимость при 25 °С, см, не менее 4 4 3 2
4. Водонасыщение за 24 ч, %, не более 0,2 0,2 0,2 0,2

 

Согласно требованиям Заказчика участник закупки по показателю глубины проникания иглы при 25 °С вправе указать значение соответствующее марке МБР-90, при этом участник закупки не вправе указать значение показателя температуры размягчения по методу «Кольца и шара» для марки МБР-90.

В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 39 «Битум нефтяной строительный» Приложения № 6 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: «растворимость: не более 99,83. Нормативный документ: ГОСТ 6617-76».

Согласно п. 1.3 ГОСТ 6617-76 «Битумы нефтяные строительные. Технические условия» по физико-химическим показателям строительные нефтяные битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

Согласно таблице единицей измерения показателя растворимости является «%».

Таким образом, Заказчиком не установлена единица измерения в соответствии с ГОСТ 6617-76.

В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Аналогичные доводы жалобы Заявителя по п.п. 6, 8, 9, 21, 28, 30, 31, 34, 36, 37, 38, 39 Приложения № 6 к Техническому заданию также признаны Комиссией УФАС обоснованными.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.03.2017 №0172200002516000243-1 оспариваемый Заявителем показатель потери массы при испытании щебня на истираемость является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки участника закупки.

Таким образом, выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными.

Решение комиссии

Признать жалобу обоснованной, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке, передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.