Новости законодательства

223-ФЗ: закупки у СМСП и закупки унитарных предприятий

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ содержит два существенных положения:

1) Закупки унитарных предприятий переводятся обратно на 223-ФЗ. Затянувшийся эксперимент по закупкам в соответствии с 44-ФЗ без привлечения бюджетных средств не оправдал ожиданий – не привел к экономии и значительно осложнил хозяйственную деятельность.

2) Регламентированные закупки среди СМСП на электронных площадках станут обязательными не с 1 июля 2018, а только после нового отбора операторов электронных площадок, ориентировочно после 1 октября.

Предоставление преимуществ организациям инвалидов

Заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % в порядке, установленном Постановлением № 341.

Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2018 г. № 716 определено, что предметом одной закупки не могут быть товары, работы, услуги, включенные и не включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный Постановлением № 341.

Продолжается подготовка к увеличению числа площадок

Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 определяет требования
к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам, на которых проводятся закупки по 44-ФЗ. Среди требований:

  • размер уставного капитала не менее 20 млн. рублей. При этом в уставном капитале иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам может принадлежать не более 25 %;
  • наличие опыта проведения электронных процедур, в том числе электронных аукционов, извещения об осуществлении которых на общую сумму не менее 2 трлн. рублей размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система);
  • оператор электронной площадки не может входить в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством с иным оператором электронной площадки.

С каждой площадкой Минфин и ФАС заключат соглашение при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств в размере 50 млн. рублей.

Дополнительные требования к электронным площадкам для проведения закупок с участием СМСП

В соответствии с Законом № 223-ФЗ конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП), проводятся на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 657 утверждены дополнительные требований к площадкам по размеру платы, взимаемой за участие в закупке, порядку блокирования денежных средств участника закупки и его прекращения, использованию единой информационной системы

Обеспечение заявок, исполнения контракта и общие требования к банковским гарантиям по 44-ФЗ


Постановление Правительства РФ от 29.05.2018 N 608 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005" актуализирует требования к банковским гарантиям, которые будут выдаваться соответствующими новым условиям банками. Казначейство ведет реестр гарантий, но информация о банковских гарантиях не должна размещаться на официальном сайте zakupki.gov.ru.

На сайте Минфина размещен перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks.

Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 N 626 "О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе" устанавливает
- перечень условий, включаемых в договор банковского счета;
- перечень операций, совершаемых банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки;
- основания использования банковского счета участника закупки в качестве специального счета.

Соглашения о взаимодействии оператора ЭП и банка должны включать, в частности, условия о порядке и случаях блокирования банком денежных средств на специальном счете, прекращения блокирования таких денежных средств; об ответственности оператора ЭП перед банком за своевременность и достоверность предоставляемой информации; о направлении оператором ЭП в банк в соответствии с договором между банком и участником закупки распоряжения о переводе денежных средств.

В случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки устанавливается порядок направления оператору ЭП информации о номере реестровой записи из реестра банковских гарантий и порядок направления оператором ЭП заказчику информации о номере реестровой записи.

В <Письме> ФНС России от 31.05.2018 N АС-4-5/10492 "О направлении разъяснения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" даны рекомендации, касающиеся размера обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная (максимальная) цена контракта в которых составляет от 1 до 5 млн. рублей

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 439, вступающим в силу с 1 июля 2018 года, заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при превышении значения начальной (максимальной) цены контракта 1 млн. рублей. При этом размер такого обеспечения положениями Закона о контрактной системе не определен.

С 1 июля 2018 года вступает в силу норма Закона о контрактной системе, в соответствии с которой устанавливается размер начальной (максимальной) цены контракта - 5 млн. рублей, при превышении которого у заказчика возникает обязанность установить требование об обеспечении заявки. При этом размер обеспечения заявки является дифференцированным и определяется исходя из размера начальной (максимальной) цены контракта.

С 1 июля 2018 года следует устанавливать размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная максимальная цена контракта в которых составляет от 1 до 5 млн. рублей, по аналогии права в пределах, установленных для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 5 до 20 млн. рублей.

Изменение правил ведения реестра контрактов

Постановлением Правительства РФ от 31.05.2018 N 632 вносятся изменения в Правила, утв. постановлением от 28 ноября 2013 г. N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну". Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов до 5 рабочих дней. В реестр контрактов будет включаться копия заключенного контракта, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью заказчика и копия документа о согласовании контрольным органом заключения контракта с ед.поставщиком. Постановление вступает в силу с 1 июля 2018 года.

Предоставление государственного или муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование, если это необходимо для исполнения контракта (договора), возможно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ (для автономных учреждений) без проведения торгов.

04.06.2018 внесены изменения в статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Установлена возможность заключения договора аренды или безвозмездного пользования имуществом, закрепленным (не закрепленным) за государственными (муниципальными) учреждениями, без проведения торгов с лицом, договор с которым заключен по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Ранее такая возможность была предусмотрена только по результатам процедур в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Документы, подтверждающие производство промышленной продукции на территории РФ

Приказ ТПП РФ от 30.05.2018 N 52 "Об утверждении Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" определяет, что  документами для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ являются как акты экспертизы, так и сертификаты СТ-1, выдаваемые на платной основе уполномоченными торгово-промышленными палатами.

Сертификаты СТ-1 выдаются, если промышленная продукция не включена в приложение к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" и соответствует критериям, предусмотренным Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года. Сертификат, в общем случае, имеет срок действия один год с даты его выдачи при условии, что в течение указанного срока промышленная продукция отвечает данным критериям.

Выдача как актов, так и сертификатов осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности (https://gisp.gov.ru.) Выданные акты и сертификаты размещаются в указанной системе. Акт и сертификат могут быть выданы в электронном виде с применением электронной цифровой подписи.

Программное обеспечение для федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им казенных учреждений будут закупать Федеральное казначейство и Минсвязи

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2018 г. N 658 "О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности" уполномоченным органом на совершение централизованных закупок ПО для ведения бюджетного учета определено Федеральное казначейство. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назначено уполномоченным органом на закупки офисного ПО и ПО в сфере информационной безопасности. Под офисным ПО понимается офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, включенные в реестр российского ПО и соответствующие требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 марта 2017 г. N 325.

Старые неустойки подлежат списанию

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 108-ФЗ вносит изменения в статью 112 Закона N 44-ФЗ: начисленные поставщику, но не списанные заказчиком суммы неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Оборонный заказ: раздельный учет

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 543 внесены изменения в  постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 47 -  установлены особенности ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности.

Головные исполнители и участники кооперации осуществляют учет затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту (контракту). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.

Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта.

Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех учитываемых в отчете расходов.

Оборонный заказ: СТ-1

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2018 г. № 498 установлено, каким документом в рамках применения запрета закупок иностранной продукции для нужд обороны страны должно подтверждаться соответствие продукции требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории нашей страны. С 1 июня 2018 г. участники закупок в целях соблюдения запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, должны предоставлять в составе заявки заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом России.

Закупки у ед.поставщика в ЕИС

Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р <О создании единого агрегатора торговли> создается система, подобная московскому Порталу поставщиков, но уже в общероссийском масштабе. Предусматривается размещение в ЕИС информации обо всех контрактах, заключаемых в соответствии с 4 и 5 пунктами 93 статьи.

С 1 июля 2018 года заказчики, в рамках реализации пилотного проекта, смогут осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд с использованием единого агрегатора торговли.

С 1 ноября 2018 года федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения  будут обязаны осуществлять закупки с использованием единого агрегатора торговли.

Определена плата за услуги ЭТП

Правительство РФ в постановлении № 564 от 10 мая 2018 г. установило предельные размеры платы, которую операторы электронных  площадок будут взимать с победителей:

- не более 1% НМЦК и не более чем 2 тыс. рублей – при закупках у СМП, СОНКО;

- 1% НМЦК и не более чем 5 тыс. рублей – при прочих закупках.

Постановление № 564 применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о проведении которых будут размещены в ЕИС после дня начала работы операторов указанных площадок, отобранных Правительством РФ в соответствии с ч. 3 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ (то есть пока дата не определена).

Уголовная ответственность для заказчиков и поставщиков

Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" ввел суровую ответственность за «откаты»:

для заказчиков:

  • штраф до 5 миллионов рублей
  • принудительные работы до 5 лет
  • лишение свободы на срок до 12 лет
  • дисквалификация до 7 лет;

для участников:

  • штраф до 2,5 миллионов рублей
  • принудительные работы до 5 лет
  • лишение свободы на срок до 8 лет
  • дисквалификация до 5 лет.

Дорожная карта по развитию конкуренции

На сайте ФАС России размещен План мероприятий по реализации Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Среди задач:

Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на разработку и принятие компаниями из числа субъектов естественных монополий и крупных компаний с государственным участием:

- правил недискриминационного доступа поставщиков к закупкам;

- планов сокращения практики заключения договоров с "единственным поставщиком";

до 1 марта 2019 года

Считать приоритетным обеспечение недискриминационного доступа поставщиков к закупкам товаров, работ, услуг

2018-2020 годы

Обеспечить внедрение показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг

2018-2020 годы

Дорожное строительство:

сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30% в 2017 году не менее чем на 5% в год.

Исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством.

Декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства

2018-2020 годы

 

Каталог ТРУ продолжает разрастаться

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 444 внесло изменения в Правила формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства от 8 февраля 2017 г. N 145.

Изменения касаются прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченного органа, экспертного совета при уполномоченном органе, операторов информационных систем, ФАС. Конкретизируются полномочия  по описанию товара, работы или услуги, включению информации в каталог, внесению изменений, ведению ОКЕИ.

 

Закупка бензина

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2018 г. N 387 отнесло заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, к случаям в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Как именно составлять формулу, Постановление не определяет.

 

Требования к банкам, предоставляющим гарантии

Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов"

С 1 июня 2018 года банк должен соответствовать двум требованиям:

  • наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату;
  • наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня "BB-(RU)" (до 1 января 2020 г. - не ниже уровня "B-(RU)") по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruВВ-" (до 1 января 2020 г. - не ниже уровня "ruB-") по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА".

Обеспечение заявок

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 439 определило обязанность заказчика с 1 июля 2018 года устанавливать обеспечение заявок  на участие в конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн.руб.

Сотовые телефоны станут отечественными

Постановление Правительства РФ от 7 марта 2018 г. № 234 внесло изменения в требования к программам для ЭВМ и базам данных, утвержденных постановлением Правительства от 23 марта 2017 г. № 325. В настоящее время устройства радиоподвижной связи (сотовые телефоны) могут находиться под управлением операционных систем, сведения о которых включены в единый реестр российского программного обеспечения, или операционных систем Android, iOS. С 1 января 2019 года устройства связи могут находиться только под управлением мобильной операционной системы, сведения о которой включены в единый реестр российского ПО.

Интернет для здравоохранения

Распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 365-р "Ростелеком" утвержден единственным исполнителем в 2018-2019 гг по подключению медицинских организаций к интернету. Оплату государственного контракта будет осуществлять Минкомсвязи.
Напоминаем позицию Минфин и ФАС по аналогичным распоряжениям в прошлом – закупка у Ростелекома как у ед.поставщика является правом, а не обязанностью заказчика.

Казначейское сопровождение средств гособоронзаказа

Приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. № 39н (рег. № 50290 от 12 марта 2018 г.) установлены критерии приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов. К таким критериям относятся, в числе прочих: указание клиентом в качестве места нахождения адреса, по которому зарегистрированы также иные юридические лица; наличие сведений о ликвидации, реорганизации, банкротстве клиента; несоответствие реквизитов в заявлении на открытие счета данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
Приказом Минфина России от 15 января 2018 г. № 6н (рег. № 504180 от 20 марта 2018 г.)принят порядок предоставления казначействами выписок из документов, содержащих гостайну.

Упорядочены требования к финансовым проверкам заказчиков

Приказ Федерального казначейства от 12.03.2018 года № 14н "Об утверждении Общих требований к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определил виды проверок, утвердил сроки. Результаты проверок должны быть размещены в ЕИС. Заказчик имеет право представить возражения на акт проверки.

СМП и СОНКО для нужд обороны

В письме от 28 февраля 2018 года о позиции Минфина России, ФАС России по вопросам применения постановления правительства российской федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" говорится, что Постановление N 1428 не устанавливает особенностей, позволяющих не составлять отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО при проведении закрытых закупок. Заказчики составляют отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, но не размещают указанный отчет в ЕИС.

Дополнительная обязанность поставщика при банковском сопровождении

24 января 2018 г. внесены изменения в постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов": установлена обязанность поставщика и соисполнителей указывать в контрактах (договорах), заключаемых в целях исполнения сопровождаемого контракта, а также в платежных документах и документах, подтверждающих основание платежа, идентификатор государственного контракта.

Мебель из стран ЕврАзЭС не попадает под запрет

Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. N 125 изменено название и содержание постановления Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072 – теперь это постановление "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Разъяснения постановления № 1428

Совместное письмо Минфина России, ФАС России и Федерального казначейства от 29 января 2018 года разъясняет вопросы о применении постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства":
- при проведении закрытой закупки заказчик ограничен в выборе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – это может быть только закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
- если товар, работа, услуга входят в аукционный перечень, то заказчик обязан проводить закрытый аукцион с использованием функционала специализированной электронной площадки;
- планы закупок, планы-графики закупок, документации о закупках, протоколы, составляемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не подлежат размещению в ЕИС.

 

Новости закупок. Январь 2018

 

Изменены требования к банковским гарантиям

Постановлением Правительства РФ от 15 января 2018 г. № 11 внесены изменения в Постановление от 8 ноября 2013 г. № 1005.
Заказчики должны внести изменения в свои шаблоны документации о закупке.

Когда нельзя авансировать исполнение

Распоряжение Правительства РФ от 16 января 2018 года №21-р. Утверждён перечень товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (об оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи. Распоряжение касается только федеральных государственных заказчиков.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20.01.2018 № 51-р с 27.01.2018 до 01.07.2018 в единой информационной системе (ЕИС) не подлежат размещению сведения о закупках следующих финансовых услуг:

1. Банковские услуги.
2. Страховые услуги.
3. Предоставление займов.
4. Предоставление поручительств.
5. Услуги по финансовой аренде (лизинг, сублизинг).

Распоряжение касается заказчиков, проводящих закупки по 223-ФЗ.