Новости законодательства

Типовая документация и типовые формы заявок

Опубликовано постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401 "О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации …".

Постановление вступило в силу 15 ноября. Нужно ли участникам закупок и заказчикам каким-либо образом изменить свою работу с этой даты? На наш взгляд, нет необходимости.

Утвержденные Постановлением 1401 типовые формы заявок – это пока только перечни информации и документов, повторяющие требования Закона № 44-ФЗ. Сами формы должны быть реализованы операторами электронных площадок. Можно предположить, что большая часть информации будет предоставляться участником закупки путем заполнения полей структурированной формы заявки (формат xml) и только то, что в Постановлении перечислено как «документы, прилагаемые участником закупки» можно будет прикрепить в виде файлов (docx, xlsx). Срок выполнения операторами площадок новых требований в Постановлении 1401 отсутствует.

Требования к разработке типовой документации адресованы не заказчикам, а Минфину и Казначейству, которые должны обеспечить возможность формирования заказчиками документации о закупке в ЕИС, также в формате xml. Срок также не установлен.

Определен порядок планирования закупок на 2020 год

Опубликовано Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок…». Отменены все старые постановления по планированию.

Планы-графики будут формироваться исключительно в электронной форме. Сама форма стала более простой – например, не указываются преимущества, требования к участникам, месяц планируемого начала закупки. Срок нового плана-графика должен соответствовать сроку действия закона о бюджете, т.е.  три года. В следующем году план корректируется так, чтобы он опять был на три года. Для закупки указывается код ОКПД2, будет возможность для одной закупки указать несколько кодов, нет упоминания кодов КТРУ. Указывается объем финансового обеспечения (не НМЦК). Нет приложений с обоснованиями.

В Постановлении говорится о формировании заказчиками  проектов планов-графиков, но без конкретных сроков. Срок утверждения остается прежним – 10 рабочих дней с момента доведения лимитов или утверждения ПФХД.

Национальный режим: изменения в перечне Приказа № 126н

  • Приказом Минфина России от 18 июля 2019 г. N 111н предоставлены преимущества российским производителям детских молочных смесей,
  • Приказом от 14.10.2019 N 165н – производителям бумаги для аппаратов и приборов, моторных масел, моющих средств и некоторых других товаров.


Гособоронзаказ

  • Обновлены формы расчетно-калькуляционных материалов, используемых для обоснования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (Приказ ФАС России от 26.08.2019 N 1138/19): формы запросов государственным заказчиком цен на продукцию по ГОЗ, формы заключения о прогнозной цене на продукцию и др.
  • Установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, поставляемых по ГОЗ (Постановление от 15.10.2019 N 1326) – требуется наличие опыта поставок и отсутствие судимости руководителей за статьи 201, 238, 285, 285 и 286 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением, производство или сбыт продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности)

Срок оплаты по контрактам с субъектами малого и среднего предпринимательства по Закону № 223-ФЗ с 1 января 2020 г. сокращен до 15 рабочих дней (постановление Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. N 1205)

Типовые контракты

  • Утвержден типовой контракт на поставку техсредств для реабилитации инвалидов (приказ Минтруда России от 11 марта 2019 г. N 144н). Приказ пока не размещен в ЕИС и охватывает лишь некоторые средства технической реабилитации инвалидов
  • Приказом Минкультуры России от 10 июня 2019 г. № 745 утверждены восемь типовых контрактов в сфере культуры:

- на оказание услуг по организации и проведению форумов, семинаров, съездов, премий, конференций, конгрессов, конкурсов/мастер классов, творческих школ, концертов, фестивалей, культурно-просветительских акций/программ, дней российской культуры в зарубежных странах, …, по созданию экспозиций;

- на оказание услуг по проведению научного/аналитического исследования, мониторинга и разработки в области общественных и гуманитарных наук;

- на выполнение работ по реставрации музейных предметов;

- на оказание услуг по поддержке исполнительских искусств;

- на оказание услуг по кинотеатральному прокату национального фильма;

- о государственной финансовой поддержке производства национального игрового фильма;

- о государственной финансовой поддержке производства национального неигрового фильма;

- на оказание прочих услуг для нужд кинематографии.

Изменения в закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства по Закону № 223-ФЗ:

• Отдельные заказчики (перечень заказчиков определен постановлением от 11.12.2014 № 1352) с 1 января 2020 года должны будут закупать у СМСП не менее чем 20% от общего годового объема закупок. При этом 18% закупок должны проводиться с ограничением участия – участниками могут быть только СМСП. См. Постановление Правительства РФ от 01.08.2019 N 1001)
• Срок планирования закупок у СМСП для отдельных заказчиков увеличивается до 3 лет. См. Федеральный закон от 02.08.2019 N 263-ФЗ. Для остальных разделов плана срок остается прежним – не менее 1 года.

Дополнительные требования к участникам
Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 - изменены дополнительные требования к участникам закупок по сохранению объектов культурного наследия, реставрации и других закупок музеев, архивов, библиотек. Услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению перенесены из приложения № 2 (случаи проведения конкурса с ограниченным участием) в приложение № 1 (дополнительные требования к участникам всех способов закупок). См. Постановление Правительства РФ от 25.07.2019 N 962.

Отклонение заявки за несоответствие банковской гарантии
Комиссия имеет право отклонить заявку, если в обеспечение заявки была представлена банковская гарантия, не соответствующая требованиям Закона № 44-ФЗ. См. письмо Минфина России от 30.07.2019 N 24-05-05/57198.
Электронная площадка проверяет наличие банковской гарантии в реестре, но не проверяет сам текст гарантии. Заявка должна отклоняться комиссией заказчика при рассмотрении вторых частей.

Разъяснения ФАС по закону № 44-ФЗ (письмо от 19.06.2019 N МЕ/51304/19):

• неправомерно отклонять заявку, в связи с отсутствием товарного знака или не указанием товарного знака в первой части заявки, если у предлагаемого товара отсутствует товарный знак;
• при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному Постановлением N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд). Договор субподряда не может являться подтверждением.

Новые штрафы
Внесены изменения в правила определения размера штрафа (постановление Правительства РФ от 02.08.2019г. N 1011):

• из постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 исключена обязанность устанавливать штраф в виде фиксированной суммы;
• размер штрафа за неисполнение обязательств для СМП и СОНКО теперь не зависит от цены контракта и составляет 1 % цены контракта (этапа), но не более 5 тысяч рублей и не менее 1 тысячи рублей;
• при аукционах на повышение (когда платит исполнитель) при цене контракта не превышающей НМЦК штрафы устанавливаются от 10 до 1 % от НМЦК, при цене контракта выше НМЦК – от 10 до 1 % от цены контракта;
• размер пени определяется только в соответствии со статьей 34 Закона № 44-ФЗ.

Новые правила обязательны для закупок, размещенных в ЕИС после 14 августа.

Рассмотрение ФАС России жалоб по Закону № 223-ФЗ
В центральный аппарат направляются жалобы на действия (бездействие) заказчиков, операторов электронных площадок, заявления заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков:

- при осуществлении закупок на сумму свыше 1 млрд. рублей;
- заказчиками согласно приведенному перечню при закупках свыше 100 млн. рублей (ПАО "Газпром", ПАО "Сбербанк", Банк ВТБ (ПАО), ПАО "НК "Роснефть" и др., в общей сложности 35 организаций);
- на действие (бездействие) операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р.

В иных случаях жалобы подлежат рассмотрению территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика. См. <Письмо> ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19 "О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Строительство школы и ее оснащение учебным оборудованием нельзя объединять в одной закупке
Выполнение работ по строительству и комплексное оснащение учебным оборудованием образовательных учреждений осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов. При этом для поставки учебного оборудования не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации. Таким образом, выполнение строительных работ и поставка оборудования должны являться предметами разных закупок. См. <Письмо> Минпросвещения России от 10.04.2019 N АН-439/09, ФАС России от 09.04.2019 N МЕ/28771/19.

Закупка радиоэлектронной продукции: национальный режим

Постановление Правительства РФ № 968 от 26.09.2016 с 1 сентября заменяется постановлением от 10 июля 2019 г. № 878. Режим «третий лишний» сохраняется, но дополнительно создается единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Заказчики должны будут отклонять все заявки, содержащие предложения о поставке иностранной продукции, при условии, что на участие в закупке подано не менее 2-х заявок, в которых содержится предложение о поставке включенной в Реестр продукции (российской) разных производителей. Утвержден порядок обоснования невозможности соблюдения ограничений.
Также вносятся изменения в постановление Правительства РФ № 925 от 16.09.2016, устанавливающее приоритет товаров, работ, услуг российского происхождения над иностранными товарами (работами, услугами) в рамках Закона № 223-ФЗ – российским производителям радиоэлектронной продукции предоставляется ценовое преимущество в размере 30%.

Изменение условий контракта на строительство

Установлен предельный размер цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены -100 млн. рублей. Предельный размер цены определен Постановлением от 20 июля 2019 г. № 948 для случаев, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ:

• срок контракта не менее одного года,
• возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения, в т.ч. необходимость внесения изменений в проект,
• в письменной форме обоснование на основании решения Правительства РФ, субъекта РФ, местной администрации,
• изменение не приведет к увеличению срока и цены более чем на 30%. В указанный срок не включается срок получения заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости изменений.

Отчет о закупках у СМП за 2019 год

Правительство внесло изменения в форму отчета о закупках у СМП и СОНКО (Постановление от 25.06.2019 N 809). Изменения технические – форму привели в соответствие с изменившейся редакцией Закона № 44-ФЗ.

НМЦК на медизделия

Минздрав России уполномочен утвердить особый порядок определения начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок медицинских изделий. Порядок должен быть разработан в течение трех месяцев и согласован с Минфином.

Открытие спецсчетов: расширение перечня банков

Распоряжением Правительства от 09.07.2019 N 1494-р НОВИКОМБАНК включен в перечень кредитных организаций, через которые можно вносить обеспечение заявок. В перечне теперь 23 банка.

Соблюдение нацрежима при закупках ПО

Минкомсвязи России приказом от 11.06.2019 N 278а определило новые сайты, на которых должны вестись реестры:
https://reestr.digital.gov.ru - единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных
http://eac-reestr.digital.gov.ru - единый реестр программ для ЭВМ и баз данных из государств - членов ЕАЭС.

Еще одно основание для отклонения по вторым частям

В составе вторых частей заявок оператор электронной площадки будет передавать заказчику помимо привычных документов (устав, решение о крупной сделке и др.) информацию о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Постановление от 18.07.2019 N 917).
В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.31 участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Банковская гарантия для обеспечения гарантийных обязательств

Постановлением от 18.07.2019 N 920 определены дополнительные требования к содержанию банковской гарантии, используемой для целей госзакупок. Установление требований связано с изменениями в Законе № 44-ФЗ, а именно с обязанность заказчика устанавливать требования к обеспечению гарантии качества.

Контракты на строительство

Федеральным законом № 151-ФЗ от 27 июня 2019 г. внесены изменения в Закон № 44-ФЗ:
1. Статья 22 дополнена частью 9.2: определение сметной стоимости в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2. Части 6 и 7 статьи 110.2 изложены в новой редакции: объем выполняемых работ определяется проектной документацией, а выполнение работ осуществляется в соответствии с графиком выполнения работ. Включена часть 6.1, регулирующая порядок оплаты выполненных работ.

Особенности закупок шампанского

Перечень иностранных пищевых продуктов, допуск которых к закупкам по 44-ФЗ ограничен Постановлением от 22 августа 2016 г. N 832, расширили (см. Постановление Правительства РФ от 25.05.2019 N 660). Добавили разные вина, в т.ч. игристые.

Медизделия включены в Аукционный перечень

Распоряжением Правительства от 03.06.2019 N 1177-р внесены изменения в перечень товаров, работ, услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р (аукционный перечень). Включены многие медицинские инструменты и аппараты (рентгеновские аппараты, аппараты и приборы для диагностики, стоматологические инструменты, стерилизаторы и пр.).

Закрытые закупки для нужд обороны

Продлен срок действия акта Правительства РФ, регулирующего отношения в сфере закупок для нужд обороны и безопасности (Постановление от 14.06.2019 N 763 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"). Срок окончания действия Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" перенесен с 1 июля 2019 года на 1 января 2020 года. Закрытые электронные процедуры силовые ведомства обязаны проводить с 1 января 2020 года.

Закупки инновационной продукции по Закону № 223-ФЗ

Принято Постановление Правительства РФ от 15.06.2019 N 773 "О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции".
Критерии должны учитывать экономическую эффективность применения продукции (снижение затрат за счет ее применения), новизну продукции (наличие новых или измененных свойств), условия ее изготовления (использование новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий). Федеральным органам исполнительной власти, а также "Росатому" и "Роскосмосу" необходимо привести ранее установленные критерии в соответствие с новыми требованиями до 1 декабря 2019 года.

Ведомственный контроль закупок в Москве

Приказом Департамента города Москвы по конкурентной политикеот 18.04.2019 N 70-01-71/19 установлен новый порядок проведения ведомственного контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, правовых актов города Москвы о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города Москвы.

Дополнительные требования к участникам закупки на оказание услуг по перевозке организованных групп детей

Постановление Правительства РФ от 15.06.2019 N 772"О внесении изменений в приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" устанавливает требование наличия на праве собственности или на ином законном основании автобусов, с года выпуска которых прошло не более 10 лет и которые соответствуют по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров, оснащены тахографами, а также аппаратурой спутниковой навигации.

Национальный режим при закупке медицинских изделий

Постановление Правительства РФ от 26.06.2019 N 813 "О внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расширило список импортных медицинских изделий, попадающих под ограничения. Включены материалы клейкие перевязочные, термостаты суховоздушные; эндопротезы и др.

Майские изменения 44-ФЗ

Три федеральных закона от 1 мая 2019 г. о внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

№ 69-ФЗ определяет способ закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления: конкурс с ограниченным участием, запрос котировок, ед.поставщик.

Закон № 70-ФЗ в первую очередь облегчает закупки учреждений культуры: предельная сумма контракта с ед.поставщиком увеличивается до 600 тысяч, полученные пожертвования можно тратить по 223-ФЗ, у ед.поставщика можно покупать музыкальные инструменты и расширяется сам перечень учреждений культуры.

Закон № 71-ФЗ содержит много поправок, из которых самые значительные:

  • отмена планов закупок;
  • возможность не указывать твердую цену контракта;
  • отмена отчетов об исполнении контракта (этапа) и с обоснованием закупки у ед.поставщика;
  • отмена внешней экспертизы
  • короткий аукцион (7 дней на подачу заявок) уже не до 3 млн.руб., а до 50. Срок на рассмотрение первых частей еще больше сокращается. Убираются 2 дня между рассмотрением первых частей и проведением аукциона;
  • первая часть заявки при строительстве отменяется (подается только с  согласием);
  • предварительную проверку участника закупки на соответствие дополнительным требованиям будет проводить оператор электронной площадки;
  • по ед.поставщику отменяются все извещения, внешняя экспертиза;
  • в случае расторжения контракта можно заключить контракт со вторым местом;
  • закупки у ед.поставщика по п.4 увеличиваются до 300 тысяч;
  • может устанавливаться специальное обеспечение исполнения гарантийных обязательств до 10% НМЦК.

Почти все изменения вступают в силу с 1 июля.

Изменения в сфере контроля закупок

Федеральным законом от 01.04.2019 N 50-ФЗ определяются дополнительные полномочия Правительства по регулированию порядка контроля в сфере закупок. Органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, предоставляется право осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.

Жалоба, поданная участником закупки, находящимся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возвращается ему без рассмотрения.

Изменен перечень товаров при установлении национального режима

Приказ Минфина России от 22 января 2019 г. N 10н внес изменения в приказ от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Есть добавления и исключения, укрупнились некоторые категории продуктов.