Новости законодательства

Уголовная ответственность для заказчиков и поставщиков

Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" ввел суровую ответственность за «откаты»:

для заказчиков:

  • штраф до 5 миллионов рублей
  • принудительные работы до 5 лет
  • лишение свободы на срок до 12 лет
  • дисквалификация до 7 лет;

для участников:

  • штраф до 2,5 миллионов рублей
  • принудительные работы до 5 лет
  • лишение свободы на срок до 8 лет
  • дисквалификация до 5 лет.

Дорожная карта по развитию конкуренции

На сайте ФАС России размещен План мероприятий по реализации Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Среди задач:

Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на разработку и принятие компаниями из числа субъектов естественных монополий и крупных компаний с государственным участием:

- правил недискриминационного доступа поставщиков к закупкам;

- планов сокращения практики заключения договоров с "единственным поставщиком";

до 1 марта 2019 года

Считать приоритетным обеспечение недискриминационного доступа поставщиков к закупкам товаров, работ, услуг

2018-2020 годы

Обеспечить внедрение показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг

2018-2020 годы

Дорожное строительство:

сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30% в 2017 году не менее чем на 5% в год.

Исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством.

Декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства

2018-2020 годы

 

Каталог ТРУ продолжает разрастаться

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 444 внесло изменения в Правила формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства от 8 февраля 2017 г. N 145.

Изменения касаются прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченного органа, экспертного совета при уполномоченном органе, операторов информационных систем, ФАС. Конкретизируются полномочия  по описанию товара, работы или услуги, включению информации в каталог, внесению изменений, ведению ОКЕИ.

 

Закупка бензина

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2018 г. N 387 отнесло заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, к случаям в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Как именно составлять формулу, Постановление не определяет.

 

Требования к банкам, предоставляющим гарантии

Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов"

С 1 июня 2018 года банк должен соответствовать двум требованиям:

  • наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату;
  • наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня "BB-(RU)" (до 1 января 2020 г. - не ниже уровня "B-(RU)") по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruВВ-" (до 1 января 2020 г. - не ниже уровня "ruB-") по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА".

Обеспечение заявок

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 439 определило обязанность заказчика с 1 июля 2018 года устанавливать обеспечение заявок  на участие в конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн.руб.

Сотовые телефоны станут отечественными

Постановление Правительства РФ от 7 марта 2018 г. № 234 внесло изменения в требования к программам для ЭВМ и базам данных, утвержденных постановлением Правительства от 23 марта 2017 г. № 325. В настоящее время устройства радиоподвижной связи (сотовые телефоны) могут находиться под управлением операционных систем, сведения о которых включены в единый реестр российского программного обеспечения, или операционных систем Android, iOS. С 1 января 2019 года устройства связи могут находиться только под управлением мобильной операционной системы, сведения о которой включены в единый реестр российского ПО.

Интернет для здравоохранения

Распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 365-р "Ростелеком" утвержден единственным исполнителем в 2018-2019 гг по подключению медицинских организаций к интернету. Оплату государственного контракта будет осуществлять Минкомсвязи.
Напоминаем позицию Минфин и ФАС по аналогичным распоряжениям в прошлом – закупка у Ростелекома как у ед.поставщика является правом, а не обязанностью заказчика.

Казначейское сопровождение средств гособоронзаказа

Приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. № 39н (рег. № 50290 от 12 марта 2018 г.) установлены критерии приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов. К таким критериям относятся, в числе прочих: указание клиентом в качестве места нахождения адреса, по которому зарегистрированы также иные юридические лица; наличие сведений о ликвидации, реорганизации, банкротстве клиента; несоответствие реквизитов в заявлении на открытие счета данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
Приказом Минфина России от 15 января 2018 г. № 6н (рег. № 504180 от 20 марта 2018 г.)принят порядок предоставления казначействами выписок из документов, содержащих гостайну.

Упорядочены требования к финансовым проверкам заказчиков

Приказ Федерального казначейства от 12.03.2018 года № 14н "Об утверждении Общих требований к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определил виды проверок, утвердил сроки. Результаты проверок должны быть размещены в ЕИС. Заказчик имеет право представить возражения на акт проверки.

СМП и СОНКО для нужд обороны

В письме от 28 февраля 2018 года о позиции Минфина России, ФАС России по вопросам применения постановления правительства российской федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" говорится, что Постановление N 1428 не устанавливает особенностей, позволяющих не составлять отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО при проведении закрытых закупок. Заказчики составляют отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, но не размещают указанный отчет в ЕИС.

Дополнительная обязанность поставщика при банковском сопровождении

24 января 2018 г. внесены изменения в постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов": установлена обязанность поставщика и соисполнителей указывать в контрактах (договорах), заключаемых в целях исполнения сопровождаемого контракта, а также в платежных документах и документах, подтверждающих основание платежа, идентификатор государственного контракта.

Мебель из стран ЕврАзЭС не попадает под запрет

Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. N 125 изменено название и содержание постановления Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072 – теперь это постановление "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Разъяснения постановления № 1428

Совместное письмо Минфина России, ФАС России и Федерального казначейства от 29 января 2018 года разъясняет вопросы о применении постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства":
- при проведении закрытой закупки заказчик ограничен в выборе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – это может быть только закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
- если товар, работа, услуга входят в аукционный перечень, то заказчик обязан проводить закрытый аукцион с использованием функционала специализированной электронной площадки;
- планы закупок, планы-графики закупок, документации о закупках, протоколы, составляемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не подлежат размещению в ЕИС.

 

Новости закупок. Январь 2018

 

Изменены требования к банковским гарантиям

Постановлением Правительства РФ от 15 января 2018 г. № 11 внесены изменения в Постановление от 8 ноября 2013 г. № 1005.
Заказчики должны внести изменения в свои шаблоны документации о закупке.

Когда нельзя авансировать исполнение

Распоряжение Правительства РФ от 16 января 2018 года №21-р. Утверждён перечень товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (об оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи. Распоряжение касается только федеральных государственных заказчиков.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20.01.2018 № 51-р с 27.01.2018 до 01.07.2018 в единой информационной системе (ЕИС) не подлежат размещению сведения о закупках следующих финансовых услуг:

1. Банковские услуги.
2. Страховые услуги.
3. Предоставление займов.
4. Предоставление поручительств.
5. Услуги по финансовой аренде (лизинг, сублизинг).

Распоряжение касается заказчиков, проводящих закупки по 223-ФЗ.

Внесены существенные изменения в Закон № 44-ФЗ (Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Новые положения вступают в силу поэтапно: часть - по истечении 10 дней после дня официального опубликования, часть - с 1 июля 2018 г., часть - с 1 января 2019 г.

Основные изменения:

• Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений должны проводиться в электронной форме (есть некоторые исключения) на электронных торговых площадках (ЭТП);
Сейчас не в «бумажной» форме проводится только электронный аукцион. Для других процедур электронная форма предусмотрена только с подачей заявок в Единую информационную систему (ЕИС), где нет соответствующих функций по приему заявок.
• Заключение контракта – только на ЭТП в электронной форме.
• Электронные процедуры будут платнымир. Размер и порядок оплаты установит Правительство.
• Вводится единый реестр участников закупок.
Сейчас поставщики проходят аккредитацию несколько раз - на каждой площадке отдельно, а будут проходить только один раз в ЕИС. Эта аккредитация даст возможность участвовать в торгах на всех ЭТП.
• Видеофиксация всех действий на ЭТП станет обязательной.
Сейчас использование программы видеорегистрации является не обязательным, но возможным – программа «Независимый регистратор» есть в ЕИС.
• Правительство вправе определить: обязательные типовые - форму заявки, документацию о закупке; порядок определения минимального срока исполнения контракта.
• Обеспечение заявок заказчик обязан установить только при начальной (максимальной) цене контракта более 5 млн.руб. Форма обеспечения – банковская гарантия или денежные средства, выбор формы – за участником.
• Отчет об исполнении отдельного этапа контракта составляется только в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия или цена контракта превышает один миллиард рублей.
Сейчас заказчики составляют данный отчет в любых случаях поэтапной приемки и оплаты, например, по контракту на водоснабжение отчеты должны составляться ежемесячно.
• Срок направления заказчиком в ФАС информации об уклонившемся от заключения контракта победителе для занесения его в реестр недобросовестных – 3 рабочих дня с даты признания уклонившимся.
Сейчас - 3 рабочих дня с даты заключения контракта со «вторым местом».
• Выделены случаи, когда заказчику для публикации извещения не надо будет ждать 10 дней после внесения изменений в план-график: 1 день для повторных процедур, запроса предложений после несостоявшегося конкурса и аукциона, а также для закупок у единственного поставщика.

Новая редакция Закона № 223-ФЗ (Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

Большая часть поправок вступит в силу 1 июля 2018 года. Основные изменения:

• Вводятся понятия и даются определения конкурентной закупки и неконкурентной закупки. Перечисляются способы конкурентных закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Для всех способов предусмотрена возможность закрытой формы и электронной формы.
• Закупки среди СМСП должны проводиться исключительно в электронной форме на отобранных площадках.
• Расширяется перечень оснований для обжалования действий заказчика в ФАС: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в Положении о закупке. При этом, если обжалуемые действия совершены после окончания срока подачи заявок , обжалование может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие. Рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
• Устанавливается срок заключения договора по результатам конкурентной закупки - не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола.
• Устанавливаются сроки на подачу заявок: для конкурса и аукциона – не менее 15 дней (среди СМСП при начальной цене до 30 млн.руб. – 7 дней), для запроса котировок – не менее 5 рабочих дней (среди СМСП – 4 раб. дня), для запроса предложений - не менее 7 рабочих дней (среди СМСП – 5 раб. дней).
• Ограничивается сумма обеспечения заявок – не более 5 % начальной цены. В случае если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей, обеспечение заявок не устанавливается.
• Положения о закупке должны быть переработаны и приведены в соответствие с новой редакцией Закона к 2019-му году. Для бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий учредитель и собственник имущества вправе утвердить обязательное для применения типовое положение о закупке. Дочерние хозяйственные общества (и дочерние дочерних) могут присоединиться к положению о закупке «материнской» организации.

Комментарий эксперта Школы закупок
В основном изменения только кажутся глобальными. Количество способов закупки по-прежнему не ограничено – заказчик может предусмотреть в Положении о закупке любые «иные» способы как конкурентных, так и неконкурентных закупок. Конкурентные закупки должны осуществляться в электронной форме, но Положением о закупке может быть предусмотрено иное (кроме закупок отдельных заказчиков среди СМСП, с ограничением участия). Товарный знак нельзя указывать без слов «или эквивалент» только при закупках для собственных нужд, а для закупок в целях исполнения договоров с любыми юридическими лицами – можно. Ограничения случаев проведения неконкурентных закупок по-прежнему нет.

Описание лекарственных препаратов: что можно и что нельзя

Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1380 “Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

В соответствии с требованиями статьи 33 44-ФЗ
Постановлением Правительства устанавливается также возможность (с приведением примеров) указания заказчиком:
• лекарственной формы, указания на путь введения лекарственного препарата, указания на возраст ребенка
• дозировки
• остаточного срока годности
• возможности поставки лекарственных препаратов с условием безвозмездной передачи пациентам совместимых устройств введения
• возможности поставки многокомпонентных (комбинированных) и однокомпонентных лекарственных препаратов
• комплектации растворителем или устройством для разведения и введения лекарственного препарата, а также к наличию инструментов для вскрытия ампул (например, пилки) или поставки отдельных компонентов такой комплектации.
• указания на торговые наименования - по решению врачебной комиссии

В соответствии с постановлением не допускается указывать вспомогательные вещества, форму выпуска и иные характеристики лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.

Расширен перечень товаров легкой промышленности, попадающих под запрет для иностранных производителей

Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд". Перечень дополнила одежда защитная огнестойкая.

Разъяснения ФАС и Минфина РФ

Закупка охранных услуг – только конкурентная процедура

Письмо ФАС РФ от 13 октября 2017 г. N ИА/70852/17 По вопросу о заключении государственных контрактов на охрану зданий
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного подрядчика, исполнителя осуществляется в случае, если закупаются работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. В случае закупки услуг охраны здания, включенного в перечень объектов, участником закупки не может быть лицо, осуществляющее частную охранную деятельность. При этом в документации о закупке необходимо установить соответствующее требование к участникам закупки.

Вместе с тем, Постановление N 587 не устанавливает исключительные полномочия какой-либо организации на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, в связи с чем заключение контракта на охрану здания, включенного в перечень, утвержденный Постановлением N 587, с единственным исполнителем без проведения торгов на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не соответствует Закону о контрактной системе.

В случае проведения отбора исполнителя по контракту на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень, утвержденный Постановлением N 587, с применением конкурентных способов, в такой закупке вправе принимать участие федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие ведомственную охрану (например, ФГУП "Связь-безопасность, ФГУП "Охрана" Росгвардии, ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации", ФКУ "Государственное учреждение "Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации" и иные федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие ведомственную охрану, созданные в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране").

При торгах на снижение цены единицы товара, работы или услуги антидемпинговые меры не применяются

ПИСЬМО Минфина РФ от 13 октября 2017 г. N 24-02-08/67122
В соответствии с положениями статьи 37 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, к такому участнику закупки применяются антидемпинговые меры.
Таким образом, если в документации об электронном аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию либо в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, то, учитывая, что при проведении такого аукциона не осуществляется снижение начальной (максимальной) цены контракта, применение к участникам такого электронного аукциона антидемпинговых мер действующими нормами Закона о контрактной системе не предусмотрено.