Новости законодательства

Критерии оценки заявок при проведении запроса предложений

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 311-ФЗ  отменил право заказчиков произвольно устанавливать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ. Теперь – только по общим правилам.

Увеличен штраф за нарушения по ГОЗ

Федеральным законом от 29.07.2018 N 239-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" увеличен размер административного штрафа за нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, до 100 тысяч рублей (было - до 50 тысяч рублей).

Инвестиционные проекты (223-ФЗ)

Три постановления Правительства РФ от 16.08.2018 относятся к регулированию выделения средств на инвестиционные проекты.

Постановление N 946 внесло изменения в Положение о Правительственной комиссии по импортозамещению. Установлено, что в рамках Комиссии формируется, в том числе, подкомиссия по согласованию закупок.

Постановление N 948  корректирует в сторону расширения таблицу предельных уровней цен на единицу продукции для включения в перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов.

Постановление N 949 устанавливает Правила ведения реестра инвестиционных проектов.

Порядок внесения изменений в план-график и план закупок

Постановление Правительства РФ от 16.08.2018 N 952 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" принято с целью приведения подзаконных актов в соответствие с новой редакцией Закона № 44-ФЗ. Изменения касаются порядка указания в плане закупок информации о проведении запроса предложений в электронной форме на закупку лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии, уточнения срока внесения изменений в план-график закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика и при проведении повторных процедур.

44-ФЗ: определены площадки и банки

Для заказчиков расширяется выбор - распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р определены операторы 8 электронных площадок (ЭП) для проведения госзакупок: Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, Единая электронная торговая площадка, Российский аукционный дом, ТЭК – Торг, Электронные торговые системы, Сбербанк - Автоматизированная система торгов, РТС - тендер, Электронная торговая площадка ГПБ.

Теперь Минфин и ФАС должны до 1 октября подписать со всеми ЭП соглашения на работу в соответствии с новыми требованиями 44-ФЗ. До подписания соглашения старые ЭП работают по старым правилам.

Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р установлен перечень банков, в которых участникам закупок будут открывать спец.счета для обеспечения заявок: Сбербанк, Банк ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, АльфаБанк, Московский кредитный банк, Банк "ФК Открытие", Райффайзенбанк, Росбанк, ВБРР, Промсвязьбанк, Банк "РОССИЯ", Банк "Санкт Петербург", Совкомбанк, РНКБ Банк, РосЕвроБанк, ОТП Банк, ЮниКредит Банк.

Операторы ЭП должны заключить соглашение с каждым из банков. Для работы на ЭП будут использоваться все специальные счета, открытые в любом из банков, включенных в перечень. Применение спец.счетов для обеспечения заявок в электронных процедурах начнется с 01.10.2018 г.

Согласование закупок по 223-ФЗ

Распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2018 г. N 1370-р вносятся изменения в распоряжение Правительства от 31 декабря 2015 г. N 2781-р - расширен перечень отдельных типов товаров из сферы машиностроения, которые включаются в перечни перспективных потребностей. При закупках данных товаров в соответствии с Законом № 223-ФЗ за пределами территории РФ требуется согласование с Правительственной комиссией по импортозамещению. В Перечень, в частности, включили: запасные инструменты для станков или ручного инструмента; железные, чугунные или стальные емкости для разных веществ в пищевой промышленности; оптико-волоконные кабели; швейные машины; оборудование для приготовления кормов для животных; машины и оборудование для содержания птицы.

Правила работы «Независимого регистратора»

Два постановления Правительства РФ от 28.07.2018 - № 881 и № 882 устанавливают правила функционирования государственной информационной системы "Независимый регистратор". Система предназначена для фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе (ЕИС) и на электронных площадках (ЭП). Система будет хранить данные о периодах недоступности ЕИС, сбоях на ЭП, о регистрации в ЕИС и аккредитации на ЭП, о размещении и удалении документов, о совершении операций по обеспечению заявок, осуществлять фиксацию (включая видеофиксацию) подачи ценовых предложений участниками закупок и т.д. Контрольным органам в сфере закупок будет предоставлен доступ к информации, собранной Независимым регистратором. Постановление вступает в силу с 1 октября 2019 года.

Переход на отечественное ПО

Приказом Минкомсвязи России от 04.07.2018 N 335 утверждены Методические рекомендации по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного.

Минкомсвязи рекомендует заказчикам, в числе прочего, провести анализ существующих планов закупки офисного программного обеспечения и закупки технической поддержки (обновлений) офисного программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, на последующие периоды, и провести их корректировку с учетом задач по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения.

Определение Н(М)ЦК при закупке лекарственных препаратов

Приказом Минздрава России от 26.06.2018 N 386н внесены изменения в Порядок определения Н(М)ЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утв. приказом Минздрава России от 26 октября 2017 г. N 871н

Изменения касаются:

  • применения оптовых надбавок;
  • начала действия Порядка (референтные цены – с 1 января 2019 года).

223-ФЗ: закупки у СМСП и закупки унитарных предприятий

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ содержит два существенных положения:

1) Закупки унитарных предприятий переводятся обратно на 223-ФЗ. Затянувшийся эксперимент по закупкам в соответствии с 44-ФЗ без привлечения бюджетных средств не оправдал ожиданий – не привел к экономии и значительно осложнил хозяйственную деятельность.

2) Регламентированные закупки среди СМСП на электронных площадках станут обязательными не с 1 июля 2018, а только после нового отбора операторов электронных площадок, ориентировочно после 1 октября.

Предоставление преимуществ организациям инвалидов

Заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % в порядке, установленном Постановлением № 341.

Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2018 г. № 716 определено, что предметом одной закупки не могут быть товары, работы, услуги, включенные и не включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный Постановлением № 341.

Продолжается подготовка к увеличению числа площадок

Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 определяет требования
к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам, на которых проводятся закупки по 44-ФЗ. Среди требований:

  • размер уставного капитала не менее 20 млн. рублей. При этом в уставном капитале иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам может принадлежать не более 25 %;
  • наличие опыта проведения электронных процедур, в том числе электронных аукционов, извещения об осуществлении которых на общую сумму не менее 2 трлн. рублей размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система);
  • оператор электронной площадки не может входить в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством с иным оператором электронной площадки.

С каждой площадкой Минфин и ФАС заключат соглашение при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств в размере 50 млн. рублей.

Дополнительные требования к электронным площадкам для проведения закупок с участием СМСП

В соответствии с Законом № 223-ФЗ конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП), проводятся на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 657 утверждены дополнительные требований к площадкам по размеру платы, взимаемой за участие в закупке, порядку блокирования денежных средств участника закупки и его прекращения, использованию единой информационной системы

Обеспечение заявок, исполнения контракта и общие требования к банковским гарантиям по 44-ФЗ


Постановление Правительства РФ от 29.05.2018 N 608 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005" актуализирует требования к банковским гарантиям, которые будут выдаваться соответствующими новым условиям банками. Казначейство ведет реестр гарантий, но информация о банковских гарантиях не должна размещаться на официальном сайте zakupki.gov.ru.

На сайте Минфина размещен перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks.

Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 N 626 "О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе" устанавливает
- перечень условий, включаемых в договор банковского счета;
- перечень операций, совершаемых банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки;
- основания использования банковского счета участника закупки в качестве специального счета.

Соглашения о взаимодействии оператора ЭП и банка должны включать, в частности, условия о порядке и случаях блокирования банком денежных средств на специальном счете, прекращения блокирования таких денежных средств; об ответственности оператора ЭП перед банком за своевременность и достоверность предоставляемой информации; о направлении оператором ЭП в банк в соответствии с договором между банком и участником закупки распоряжения о переводе денежных средств.

В случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки устанавливается порядок направления оператору ЭП информации о номере реестровой записи из реестра банковских гарантий и порядок направления оператором ЭП заказчику информации о номере реестровой записи.

В <Письме> ФНС России от 31.05.2018 N АС-4-5/10492 "О направлении разъяснения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" даны рекомендации, касающиеся размера обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная (максимальная) цена контракта в которых составляет от 1 до 5 млн. рублей

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 439, вступающим в силу с 1 июля 2018 года, заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при превышении значения начальной (максимальной) цены контракта 1 млн. рублей. При этом размер такого обеспечения положениями Закона о контрактной системе не определен.

С 1 июля 2018 года вступает в силу норма Закона о контрактной системе, в соответствии с которой устанавливается размер начальной (максимальной) цены контракта - 5 млн. рублей, при превышении которого у заказчика возникает обязанность установить требование об обеспечении заявки. При этом размер обеспечения заявки является дифференцированным и определяется исходя из размера начальной (максимальной) цены контракта.

С 1 июля 2018 года следует устанавливать размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная максимальная цена контракта в которых составляет от 1 до 5 млн. рублей, по аналогии права в пределах, установленных для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 5 до 20 млн. рублей.

Изменение правил ведения реестра контрактов

Постановлением Правительства РФ от 31.05.2018 N 632 вносятся изменения в Правила, утв. постановлением от 28 ноября 2013 г. N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну". Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов до 5 рабочих дней. В реестр контрактов будет включаться копия заключенного контракта, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью заказчика и копия документа о согласовании контрольным органом заключения контракта с ед.поставщиком. Постановление вступает в силу с 1 июля 2018 года.

Предоставление государственного или муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование, если это необходимо для исполнения контракта (договора), возможно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ (для автономных учреждений) без проведения торгов.

04.06.2018 внесены изменения в статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Установлена возможность заключения договора аренды или безвозмездного пользования имуществом, закрепленным (не закрепленным) за государственными (муниципальными) учреждениями, без проведения торгов с лицом, договор с которым заключен по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Ранее такая возможность была предусмотрена только по результатам процедур в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Документы, подтверждающие производство промышленной продукции на территории РФ

Приказ ТПП РФ от 30.05.2018 N 52 "Об утверждении Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" определяет, что  документами для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ являются как акты экспертизы, так и сертификаты СТ-1, выдаваемые на платной основе уполномоченными торгово-промышленными палатами.

Сертификаты СТ-1 выдаются, если промышленная продукция не включена в приложение к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" и соответствует критериям, предусмотренным Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года. Сертификат, в общем случае, имеет срок действия один год с даты его выдачи при условии, что в течение указанного срока промышленная продукция отвечает данным критериям.

Выдача как актов, так и сертификатов осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности (https://gisp.gov.ru.) Выданные акты и сертификаты размещаются в указанной системе. Акт и сертификат могут быть выданы в электронном виде с применением электронной цифровой подписи.

Программное обеспечение для федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им казенных учреждений будут закупать Федеральное казначейство и Минсвязи

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2018 г. N 658 "О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности" уполномоченным органом на совершение централизованных закупок ПО для ведения бюджетного учета определено Федеральное казначейство. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назначено уполномоченным органом на закупки офисного ПО и ПО в сфере информационной безопасности. Под офисным ПО понимается офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, включенные в реестр российского ПО и соответствующие требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 марта 2017 г. N 325.

Старые неустойки подлежат списанию

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 108-ФЗ вносит изменения в статью 112 Закона N 44-ФЗ: начисленные поставщику, но не списанные заказчиком суммы неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Оборонный заказ: раздельный учет

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 543 внесены изменения в  постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 47 -  установлены особенности ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности.

Головные исполнители и участники кооперации осуществляют учет затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту (контракту). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.

Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта.

Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех учитываемых в отчете расходов.

Оборонный заказ: СТ-1

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2018 г. № 498 установлено, каким документом в рамках применения запрета закупок иностранной продукции для нужд обороны страны должно подтверждаться соответствие продукции требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории нашей страны. С 1 июня 2018 г. участники закупок в целях соблюдения запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, должны предоставлять в составе заявки заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом России.

Закупки у ед.поставщика в ЕИС

Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р <О создании единого агрегатора торговли> создается система, подобная московскому Порталу поставщиков, но уже в общероссийском масштабе. Предусматривается размещение в ЕИС информации обо всех контрактах, заключаемых в соответствии с 4 и 5 пунктами 93 статьи.

С 1 июля 2018 года заказчики, в рамках реализации пилотного проекта, смогут осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд с использованием единого агрегатора торговли.

С 1 ноября 2018 года федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения  будут обязаны осуществлять закупки с использованием единого агрегатора торговли.

Определена плата за услуги ЭТП

Правительство РФ в постановлении № 564 от 10 мая 2018 г. установило предельные размеры платы, которую операторы электронных  площадок будут взимать с победителей:

- не более 1% НМЦК и не более чем 2 тыс. рублей – при закупках у СМП, СОНКО;

- 1% НМЦК и не более чем 5 тыс. рублей – при прочих закупках.

Постановление № 564 применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о проведении которых будут размещены в ЕИС после дня начала работы операторов указанных площадок, отобранных Правительством РФ в соответствии с ч. 3 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ (то есть пока дата не определена).

Уголовная ответственность для заказчиков и поставщиков

Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" ввел суровую ответственность за «откаты»:

для заказчиков:

  • штраф до 5 миллионов рублей
  • принудительные работы до 5 лет
  • лишение свободы на срок до 12 лет
  • дисквалификация до 7 лет;

для участников:

  • штраф до 2,5 миллионов рублей
  • принудительные работы до 5 лет
  • лишение свободы на срок до 8 лет
  • дисквалификация до 5 лет.

Дорожная карта по развитию конкуренции

На сайте ФАС России размещен План мероприятий по реализации Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Среди задач:

Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на разработку и принятие компаниями из числа субъектов естественных монополий и крупных компаний с государственным участием:

- правил недискриминационного доступа поставщиков к закупкам;

- планов сокращения практики заключения договоров с "единственным поставщиком";

до 1 марта 2019 года

Считать приоритетным обеспечение недискриминационного доступа поставщиков к закупкам товаров, работ, услуг

2018-2020 годы

Обеспечить внедрение показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг

2018-2020 годы

Дорожное строительство:

сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30% в 2017 году не менее чем на 5% в год.

Исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством.

Декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства

2018-2020 годы

 

Каталог ТРУ продолжает разрастаться

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 444 внесло изменения в Правила формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства от 8 февраля 2017 г. N 145.

Изменения касаются прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченного органа, экспертного совета при уполномоченном органе, операторов информационных систем, ФАС. Конкретизируются полномочия  по описанию товара, работы или услуги, включению информации в каталог, внесению изменений, ведению ОКЕИ.

 

Закупка бензина

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2018 г. N 387 отнесло заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, к случаям в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Как именно составлять формулу, Постановление не определяет.

 

Требования к банкам, предоставляющим гарантии

Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов"

С 1 июня 2018 года банк должен соответствовать двум требованиям:

  • наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату;
  • наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня "BB-(RU)" (до 1 января 2020 г. - не ниже уровня "B-(RU)") по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruВВ-" (до 1 января 2020 г. - не ниже уровня "ruB-") по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА".

Обеспечение заявок

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 439 определило обязанность заказчика с 1 июля 2018 года устанавливать обеспечение заявок  на участие в конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн.руб.