Новости законодательства

Майские изменения 44-ФЗ

Три федеральных закона от 1 мая 2019 г. о внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

№ 69-ФЗ определяет способ закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления: конкурс с ограниченным участием, запрос котировок, ед.поставщик.

Закон № 70-ФЗ в первую очередь облегчает закупки учреждений культуры: предельная сумма контракта с ед.поставщиком увеличивается до 600 тысяч, полученные пожертвования можно тратить по 223-ФЗ, у ед.поставщика можно покупать музыкальные инструменты и расширяется сам перечень учреждений культуры.

Закон № 71-ФЗ содержит много поправок, из которых самые значительные:

  • отмена планов закупок;
  • возможность не указывать твердую цену контракта;
  • отмена отчетов об исполнении контракта (этапа) и с обоснованием закупки у ед.поставщика;
  • отмена внешней экспертизы
  • короткий аукцион (7 дней на подачу заявок) уже не до 3 млн.руб., а до 50. Срок на рассмотрение первых частей еще больше сокращается. Убираются 2 дня между рассмотрением первых частей и проведением аукциона;
  • первая часть заявки при строительстве отменяется (подается только с  согласием);
  • предварительную проверку участника закупки на соответствие дополнительным требованиям будет проводить оператор электронной площадки;
  • по ед.поставщику отменяются все извещения, внешняя экспертиза;
  • в случае расторжения контракта можно заключить контракт со вторым местом;
  • закупки у ед.поставщика по п.4 увеличиваются до 300 тысяч;
  • может устанавливаться специальное обеспечение исполнения гарантийных обязательств до 10% НМЦК.

Почти все изменения вступают в силу с 1 июля.

Изменения в сфере контроля закупок

Федеральным законом от 01.04.2019 N 50-ФЗ определяются дополнительные полномочия Правительства по регулированию порядка контроля в сфере закупок. Органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, предоставляется право осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.

Жалоба, поданная участником закупки, находящимся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возвращается ему без рассмотрения.

Изменен перечень товаров при установлении национального режима

Приказ Минфина России от 22 января 2019 г. N 10н внес изменения в приказ от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Есть добавления и исключения, укрупнились некоторые категории продуктов.

Рассмотрение жалоб на недоступность электронной площадки

ФАС России в письме от 25 февраля 2019 г. N МЕ/13989/19 рекомендует участникам при участии в торгах использовать государственную информационную систему "Независимый регистратор".
"Независимый регистратор" обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, осуществляемых ими на электронных площадках, включенных в утвержденный Правительством перечень операторов электронных площадок, а также фиксирует доступность электронных площадок, наличие Интернет-соединения и настройку рабочего места пользователя.
Скриншоты (снимки экрана) не позволяют проверить их достоверность и не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии технических неполадок в работе электронной площадки. Использование функционала "Независимого регистратора" позволит участникам закупок зафиксировать случаи возникновения технических неполадок, в том числе при подаче заявок на участие в закупке и подаче ценовых предложений, заключении контракта с заказчиком. Данные видеофиксации участники закупок могут представить в ФАС России для подтверждения наличия или отсутствия технических неполадок в работоспособности электронной площадки.
Участники закупок могут скачать бесплатно плагин "Независимый регистратор" в ЕИС.

Правила поведения на спец.площадках

Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 N 223 предусматривает при проведении в электронной форме закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса и закрытого аукциона порядок

• аккредитации участников закупок;
• направления приглашений принять участие в закрытой электронной процедуре, размещения извещения о ее проведении;
• предоставления документации о закрытой электронной процедуре;
• подачи заявки на участие;
• заключения контракта.

В перечень заказчиков, ос уществляющих закупки с применением закрытых электронных процедур, включены Минобороны России, ФСБ России, СВР России, а также подведомственные им государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.

Организация отдыха и оздоровления детей

Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 N 200 внесены изменения в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - при закупке услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки: значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов, значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.
При этом показатель нестоимостного критерия оценки формируется исключительно из следующих подпоказателей:

• общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;
• общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;
• наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.

Строительство: дополнительные требования к участникам

Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 N 294 внесло изменения в Постановление Правительства от 4 февраля 2015 г. N 99". Изменены дополнительные требования к опыту участников закупок в области строительства, если НМЦК превышает:

10 млн. рублей - наличие за последние 3 года одного контракта (договора) на выполнение работ со стоимостью не менее 50 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка,
100 млн. рублей - не менее 40 %
500 млн. рублей - не менее 30 %
1 млрд. рублей – не менее 20%.

Отдельно учитывается опыт выполнения работ

• по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта
• по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

При выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если НМЦК превышает 10 млн. рублей - наличие за последние 3 года опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с федеральными законами № 44ФЗ и 223-ФЗ в объеме не менее 20 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка;
При выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог с НМЦК выше 10 млн. рублей - наличие за последние 3 года одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с федеральными законами № 44ФЗ и 223-ФЗ на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог в объеме не менее 20 % НМЦК.

Когда не нужен отчет об исполнении контракта

В письме от 31.01.2019 № 24-03-08/5474 Минфин России сообщает, что если предметом контракта не является выполнение работ по строительству (реконструкции, кап.ремонту, реставрации) и цена контракта не превышает один миллиард рублей, то у заказчика не возникает обязанности размещать в ЕИС отчет о результатах исполнения контракта (этапа контракта).

Оплата услуг электронной площадки при участии в совместной закупке

Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 N 141 определило, что при проведении совместных конкурсов или аукционов плату будут взимать однократно. Так, если по итогам совместной закупки победитель заключит три контракта на сумму более 500 тыс. руб. каждый, размер платы не превысит 5 тыс. руб.

Типовые контракты на специальную оценку условий труда и обучение по охране труда

Приказ Минтруда от 24.12.2018 N 834н. Типовой контракт будут использовать для закупок услуг при любом размере НМЦК.

Запрет на лизинг иностранных машин

Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656, в котором установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.- Запрет распространяется на заключение договора лизинга, положениями которого предусмотрено, что по окончании срока действия договора лизинга заказчик приобретает предмет лизинга в собственность;

Регистрация в ЕИС

Постановление от 28 декабря 2018 г. N 1711 О порядке ведения реестра юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 федерального закона "о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", зарегистрированных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд вступает в силу с 1 марта 2019 г.
Включать заказчиков по 223-ФЗ в Реестр будет Федеральное казначейство в течение одного рабочего дня после размещения заказчиком в ЕИС требуемой информации и документов.
Постановление от 30 декабря 2018 г. N 1752 «О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок …»
Руководитель организации регистрируется в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА, госуслуги), а затем переходит в ЕИС, размещает информацию и учредительные документы. Выписка из ЕГРЮЛ «подтягивается» системой. Казначейство в течение одного рабочего дня должно включить в Реестр. Аккредитация на всех электронных площадках затем проходит автоматически.
Положение Минфина России и Банка России от 27 декабря 2018 г. NN 292н, 670-П "О порядке осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов"

Банковское сопровождение

Положение Минфина России и Банка России от 27 декабря 2018 г. NN 292н, 670-П "О порядке осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов" устанавливает, что обеспечение предоставляется в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств.
Урегулированы выдача, перевод, исполнение и отзыв обеспечения, а также возврат документов без исполнения.

Разъяснение по нац.режиму

Письмо Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281 "О применении отдельных положений приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Минфин уточнил условия применения приказа № 126н. В частности, указано на:

• невозможность применения условий допуска, предусмотренных Приказом N 126н, при закупке товаров, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет;
• заключение контракта с участником закупки, которым предложена наименьшая цена, при наличии совокупности условий, установленных подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа N 126н (закупка лекарственных препаратов);
• достаточность указания участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.

Закупка инноваций

Минэкономразвития России письмом от 29.12.2018 N 39283-СГ/Д01и направило органам исполнительной власти субъектов РФ методические материалы (требования) к разработке положений о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции
Требования подлежат применению при разработке положений заказчиками в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ.
Кроме требований к порядку разработки и содержанию положений, приводятся

- шаблон модельного положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
- рекомендации по стимулированию спроса на инновационную продукцию на основе анализа практик, применяемых в субъектах РФ.

Критерии оценки заявок при проведении запроса предложений в соответствии с Законом № 44-ФЗ

Критерии оценки заявок при проведении запроса предложений в соответствии с Законом № 44-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 25.01.2019 N 41"О внесении изменений в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закрепило запрет установления заказчиком не предусмотренных Законом о контрактной системе критериев оценки заявок, окончательных предложений. Критериями являются цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки.

Жалобы по 223-ФЗ

Письмо ФАС России от 23.01.2019 N ИА/4073/19 "По вопросам о сроках рассмотрения жалоб в рамках закона N 223-ФЗ". ФАС России напомнила территориальным органам о соблюдении сроков рассмотрения жалоб по Закону о закупках юрлиц.
Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня ее поступления.
В случае переадресации жалобы по подведомственности для рассмотрения по существу в центральный аппарат ФАС России или соответствующий территориальный орган ФАС России сроки исчисляются с момента поступления жалобы в центральный аппарат ФАС России или территориальный орган ФАС России, осуществляющий переадресацию.
В течение трех рабочих дней антимонопольным органом должно быть принято решение о возвращении жалобы заявителю либо о назначении ее к рассмотрению.
Таким образом, учитывая пресекательный срок рассмотрения жалоб, установленный статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", срок переадресации жалоб в центральный аппарат ФАС России или территориальный орган должен составлять не более трех рабочих дней.

Традиционные предновогодние изменения в Закон № 44-ФЗ

Принятая Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 518-ФЗ новая редакция пункта 2 части 1 статьи 93 упорядочивает принятие Правительством и Президентом нормативных актов, определяющих единственных поставщиков.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 512-ФЗ формулирует требования к экспертному заключению.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 502-ФЗ вносит следующие изменения:

- в перечень основных понятий вводится «банковская гарантия». Понятие "банковская гарантия" используется в значении, указанном в Гражданском кодексе Российской Федерации;
- конкретизируется порядок уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ ;
- для обеспечения исполнения контракта путем предоставления банковской гарантии устанавливается обязательное требование включения в контракт обязательства поставщика в случае отзыва у банка лицензии предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. За каждый день просрочки предоставления нового обеспечения начисляется пеня;
- уточняется обеспечение исполнения контракта при предоставлении информации о добросовестности частника закупки (антидемпинговые меры);
- от предоставления обеспечения заявок освобождаются бюджетные и автономные учреждения;
- в часть 1 статьи 93 включен пункт 55 - заключение контракта на оказание услуг по изготовлению бланков некоторых документов;
- отменяется обязательная «внешняя» экспертиза приемки товара при несостоявшихся конкурентных процедурах (одна заявка);
- до 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения ставки НДС.

Планирование по ГОЗ

Федеральный закон от 27.12.2018 N 571-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" освободил заказчиков от необходимости вносить в планы закупок и планы-графики закупки по государственному оборонному заказу в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники.

Электронные площадки для закрытых закупок

Постановление Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663 касается особенностей документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и функционирования специализированных электронных площадок.

Ответственность экспертов

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 510-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" устанавливает за дачу экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, административный штраф на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; штраф на юридических лиц - от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 520-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" вводит уголовную ответственность за дачу заведомо ложного экспертного заключения в сфере госзакупок. Уголовная ответственность наступит в случае:

- причинения крупного ущерба (до 1 года лишения свободы с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового);
- причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека (до 3 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового);
- причинения смерти двум и более лицам (до 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового).

Изменены условия допуска медизделий из ПВХ, происходящих из иностранного государства

Постановлениями Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. № 1590 и № 1589 внесены изменения в соответственно постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 и от 14 августа 2017 г. № 967: упразднен реестр поставщиков медицинских изделий из ПВХ, система допуска приведена к общему режиму «третий лишний» с небольшими различиями – установлен график локализации производства, который необходимо соблюдать для получения преимуществ.