Разъяснения Минфина по закупкам

Начинаем привыкать к новому «разъясняющему» органу... Обратите внимание на то, что письма Минфина не содержат аналога привычной фразы, используемой в письмах-разъяснениях Минэкономразвития – «Одновременно обращаем внимание, что Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный полномочиями по официальному разъяснению и толкованию законодательства Российской Федерации». На сайте Минфина писем нет.

<Письмо> Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-05/36403 "О рассмотрении обращения"

Закупка дополнительных работ, не предусмотренных госконтрактом, осуществляется в рамках новой процедуры

По общему правилу, установленному Законом о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. 

Исключением являются случаи, когда изменение условий контракта было предусмотрено документацией о закупке и контрактом (увеличение или уменьшение количества закупаемого товара, объема работ или услуг, а также цены контракта не более чем на 10 процентов).

Если такое условие не было предусмотрено документацией о закупке, то при возникновении необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, проводится новая процедура закупки в соответствии с положениями названного закона.

Комментарий эксперта "Школы закупок". Даже если условие о возможном увеличении объема работ содержится в контракте, оно не относится к видам работ, расценки на проведение которых не установлены в контракте (отсутствуют в смете)

<Письмо> Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-08/36404 "О рассмотрении обращения"

Минфин России разъяснил вопросы, касающиеся способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке работ по архитектурно- строительному проектированию

По общему правилу в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р, заказчик обязан проводить электронный аукцион.

Указанный перечень содержит наименования объектов закупок и кодов ОКПД2. Заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции с учетом специфики закупки.

В связи с тем, что архитектурно-строительное проектирование содержится в нескольких кодах ОКПД2, имеется неопределенность в отнесении таких работ к конкретному коду ОКПД2.

Минфин России считает, что заказчик вправе осуществить такую закупку путем проведения электронного аукциона или иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе открытого конкурса.

Комментарий эксперта "Школы закупок". Позиция Минфина в этом вопросе совпадает с ранее озвученной позицией Минэкономразвития – если предмет закупки может быть отнесен к разным кодам ОКПД2, выбор кода производит заказчик. Заказчик не обязан выбирать тот код, который соответствует аукционному перечню.

<Письмо> Минфина России от 15.06.2017 N 24-02-08/37755 "О рассмотрении обращения"

Закон о контрактной системе запрещает устанавливать требования к участникам закупок, приводящие к ограничению конкуренции

Заказчик обязан установить в документации о закупке требования к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, только в случае, если в силу законодательства Российской Федерации к ним предъявляются определенные требования.

При рассмотрении конкретной ситуации Минфин России указал, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у организации, осуществляющей строительный контроль, собственной лаборатории, установление указанного требования к участникам закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Комментарий эксперта "Школа закупок". Заказчик имеет право устанавливать требования к услуге или работе (не к участнику). Например, может установить требование проведения лабораторных испытаний. Исполнитель может проводить эти испытания в собственной лаборатории, арендованной или заказывать их проведение сторонней организации.

<Письмо> Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-10/37713
<О применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта>

Минфин России разъяснил применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) при обосновании НМЦК в соответствии с Законом о контрактной системе

В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Заказчик вправе направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Отмечено также, что поскольку цена заключаемого контракта ограничивается пределами лимитов бюджетных обязательств, заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств.

Комментарий эксперта "Школа закупок". Приведенная в письме позиция Минфина не совпадает с позицией ФАС. Антимонопольная служба (а ранее также и Минэкономразвития) считает, что цена должна быть обоснована. Если расчет цены, проведенный в соответствии с требованиями статьи 22 44-ФЗ, показал большее значение, чем сумма выделенных лимитов, заказчику следует пересмотреть требования к качеству и количеству закупаемых товаров и заново провести анализ рынка.