Новости закупок. Июнь 2018

223-ФЗ: закупки у СМСП и закупки унитарных предприятий

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ содержит два существенных положения:

1) Закупки унитарных предприятий переводятся обратно на 223-ФЗ. Затянувшийся эксперимент по закупкам в соответствии с 44-ФЗ без привлечения бюджетных средств не оправдал ожиданий – не привел к экономии и значительно осложнил хозяйственную деятельность.

2) Регламентированные закупки среди СМСП на электронных площадках станут обязательными не с 1 июля 2018, а только после нового отбора операторов электронных площадок, ориентировочно после 1 октября.

Предоставление преимуществ организациям инвалидов

Заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % в порядке, установленном Постановлением № 341.

Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2018 г. № 716 определено, что предметом одной закупки не могут быть товары, работы, услуги, включенные и не включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный Постановлением № 341.

Продолжается подготовка к увеличению числа площадок

Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 определяет требования
к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам, на которых проводятся закупки по 44-ФЗ. Среди требований:

  • размер уставного капитала не менее 20 млн. рублей. При этом в уставном капитале иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам может принадлежать не более 25 %;
  • наличие опыта проведения электронных процедур, в том числе электронных аукционов, извещения об осуществлении которых на общую сумму не менее 2 трлн. рублей размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система);
  • оператор электронной площадки не может входить в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством с иным оператором электронной площадки.

С каждой площадкой Минфин и ФАС заключат соглашение при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств в размере 50 млн. рублей.

Дополнительные требования к электронным площадкам для проведения закупок с участием СМСП

В соответствии с Законом № 223-ФЗ конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП), проводятся на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 657 утверждены дополнительные требований к площадкам по размеру платы, взимаемой за участие в закупке, порядку блокирования денежных средств участника закупки и его прекращения, использованию единой информационной системы

Обеспечение заявок, исполнения контракта и общие требования к банковским гарантиям по 44-ФЗ


Постановление Правительства РФ от 29.05.2018 N 608 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005" актуализирует требования к банковским гарантиям, которые будут выдаваться соответствующими новым условиям банками. Казначейство ведет реестр гарантий, но информация о банковских гарантиях не должна размещаться на официальном сайте zakupki.gov.ru.

На сайте Минфина размещен перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks.

Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 N 626 "О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе" устанавливает
- перечень условий, включаемых в договор банковского счета;
- перечень операций, совершаемых банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки;
- основания использования банковского счета участника закупки в качестве специального счета.

Соглашения о взаимодействии оператора ЭП и банка должны включать, в частности, условия о порядке и случаях блокирования банком денежных средств на специальном счете, прекращения блокирования таких денежных средств; об ответственности оператора ЭП перед банком за своевременность и достоверность предоставляемой информации; о направлении оператором ЭП в банк в соответствии с договором между банком и участником закупки распоряжения о переводе денежных средств.

В случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки устанавливается порядок направления оператору ЭП информации о номере реестровой записи из реестра банковских гарантий и порядок направления оператором ЭП заказчику информации о номере реестровой записи.

В <Письме> ФНС России от 31.05.2018 N АС-4-5/10492 "О направлении разъяснения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" даны рекомендации, касающиеся размера обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная (максимальная) цена контракта в которых составляет от 1 до 5 млн. рублей

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 439, вступающим в силу с 1 июля 2018 года, заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при превышении значения начальной (максимальной) цены контракта 1 млн. рублей. При этом размер такого обеспечения положениями Закона о контрактной системе не определен.

С 1 июля 2018 года вступает в силу норма Закона о контрактной системе, в соответствии с которой устанавливается размер начальной (максимальной) цены контракта - 5 млн. рублей, при превышении которого у заказчика возникает обязанность установить требование об обеспечении заявки. При этом размер обеспечения заявки является дифференцированным и определяется исходя из размера начальной (максимальной) цены контракта.

С 1 июля 2018 года следует устанавливать размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная максимальная цена контракта в которых составляет от 1 до 5 млн. рублей, по аналогии права в пределах, установленных для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 5 до 20 млн. рублей.

Изменение правил ведения реестра контрактов

Постановлением Правительства РФ от 31.05.2018 N 632 вносятся изменения в Правила, утв. постановлением от 28 ноября 2013 г. N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну". Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов до 5 рабочих дней. В реестр контрактов будет включаться копия заключенного контракта, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью заказчика и копия документа о согласовании контрольным органом заключения контракта с ед.поставщиком. Постановление вступает в силу с 1 июля 2018 года.

Предоставление государственного или муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование, если это необходимо для исполнения контракта (договора), возможно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ (для автономных учреждений) без проведения торгов.

04.06.2018 внесены изменения в статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Установлена возможность заключения договора аренды или безвозмездного пользования имуществом, закрепленным (не закрепленным) за государственными (муниципальными) учреждениями, без проведения торгов с лицом, договор с которым заключен по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Ранее такая возможность была предусмотрена только по результатам процедур в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Документы, подтверждающие производство промышленной продукции на территории РФ

Приказ ТПП РФ от 30.05.2018 N 52 "Об утверждении Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" определяет, что  документами для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ являются как акты экспертизы, так и сертификаты СТ-1, выдаваемые на платной основе уполномоченными торгово-промышленными палатами.

Сертификаты СТ-1 выдаются, если промышленная продукция не включена в приложение к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" и соответствует критериям, предусмотренным Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года. Сертификат, в общем случае, имеет срок действия один год с даты его выдачи при условии, что в течение указанного срока промышленная продукция отвечает данным критериям.

Выдача как актов, так и сертификатов осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности (https://gisp.gov.ru.) Выданные акты и сертификаты размещаются в указанной системе. Акт и сертификат могут быть выданы в электронном виде с применением электронной цифровой подписи.

Программное обеспечение для федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им казенных учреждений будут закупать Федеральное казначейство и Минсвязи

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2018 г. N 658 "О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности" уполномоченным органом на совершение централизованных закупок ПО для ведения бюджетного учета определено Федеральное казначейство. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назначено уполномоченным органом на закупки офисного ПО и ПО в сфере информационной безопасности. Под офисным ПО понимается офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, включенные в реестр российского ПО и соответствующие требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 марта 2017 г. N 325.