НОВОСТИ ЗАКУПОК. АВГУСТ 2019

Изменения в закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства по Закону № 223-ФЗ:

• Отдельные заказчики (перечень заказчиков определен постановлением от 11.12.2014 № 1352) с 1 января 2020 года должны будут закупать у СМСП не менее чем 20% от общего годового объема закупок. При этом 18% закупок должны проводиться с ограничением участия – участниками могут быть только СМСП. См. Постановление Правительства РФ от 01.08.2019 N 1001)
• Срок планирования закупок у СМСП для отдельных заказчиков увеличивается до 3 лет. См. Федеральный закон от 02.08.2019 N 263-ФЗ. Для остальных разделов плана срок остается прежним – не менее 1 года.

Дополнительные требования к участникам
Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 - изменены дополнительные требования к участникам закупок по сохранению объектов культурного наследия, реставрации и других закупок музеев, архивов, библиотек. Услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению перенесены из приложения № 2 (случаи проведения конкурса с ограниченным участием) в приложение № 1 (дополнительные требования к участникам всех способов закупок). См. Постановление Правительства РФ от 25.07.2019 N 962.

Отклонение заявки за несоответствие банковской гарантии
Комиссия имеет право отклонить заявку, если в обеспечение заявки была представлена банковская гарантия, не соответствующая требованиям Закона № 44-ФЗ. См. письмо Минфина России от 30.07.2019 N 24-05-05/57198.
Электронная площадка проверяет наличие банковской гарантии в реестре, но не проверяет сам текст гарантии. Заявка должна отклоняться комиссией заказчика при рассмотрении вторых частей.

Разъяснения ФАС по закону № 44-ФЗ (письмо от 19.06.2019 N МЕ/51304/19):

• неправомерно отклонять заявку, в связи с отсутствием товарного знака или не указанием товарного знака в первой части заявки, если у предлагаемого товара отсутствует товарный знак;
• при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному Постановлением N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд). Договор субподряда не может являться подтверждением.

Новые штрафы
Внесены изменения в правила определения размера штрафа (постановление Правительства РФ от 02.08.2019г. N 1011):

• из постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 исключена обязанность устанавливать штраф в виде фиксированной суммы;
• размер штрафа за неисполнение обязательств для СМП и СОНКО теперь не зависит от цены контракта и составляет 1 % цены контракта (этапа), но не более 5 тысяч рублей и не менее 1 тысячи рублей;
• при аукционах на повышение (когда платит исполнитель) при цене контракта не превышающей НМЦК штрафы устанавливаются от 10 до 1 % от НМЦК, при цене контракта выше НМЦК – от 10 до 1 % от цены контракта;
• размер пени определяется только в соответствии со статьей 34 Закона № 44-ФЗ.

Новые правила обязательны для закупок, размещенных в ЕИС после 14 августа.

Рассмотрение ФАС России жалоб по Закону № 223-ФЗ
В центральный аппарат направляются жалобы на действия (бездействие) заказчиков, операторов электронных площадок, заявления заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков:

- при осуществлении закупок на сумму свыше 1 млрд. рублей;
- заказчиками согласно приведенному перечню при закупках свыше 100 млн. рублей (ПАО "Газпром", ПАО "Сбербанк", Банк ВТБ (ПАО), ПАО "НК "Роснефть" и др., в общей сложности 35 организаций);
- на действие (бездействие) операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р.

В иных случаях жалобы подлежат рассмотрению территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика. См. <Письмо> ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19 "О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Строительство школы и ее оснащение учебным оборудованием нельзя объединять в одной закупке
Выполнение работ по строительству и комплексное оснащение учебным оборудованием образовательных учреждений осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов. При этом для поставки учебного оборудования не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации. Таким образом, выполнение строительных работ и поставка оборудования должны являться предметами разных закупок. См. <Письмо> Минпросвещения России от 10.04.2019 N АН-439/09, ФАС России от 09.04.2019 N МЕ/28771/19.