Незаконные требования при закупках по 223-ФЗ: дилерский договор, отсутствие просроченной задолженности перед заказчиком

Решение от 06.10.2016 № 223ФЗ-565/16 комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТСК Альянс» на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
ОАО «РЖД» не согласилось с решением антимонопольного органа и обжаловало его в судебном порядке. Однако Арбитражный суд г. Москвы  отклонил требования компании, поддержав тем самым позицию ФАС России.
На официальном сайте ЕИС 29.07.2016 было размещено извещение № ‪331603941225‬ о проведении открытого аукциона на право заключения договора поставки материалов для ремонта помещений с начальной максимальной ценой договора ‪22 489 542‬ рублей.
При рассмотрении жалобы ООО «ТСК Альянс» в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия ФАС России установила следующее.
Для участия в Аукционе подано 5 заявок, допущено 2 заявки.
Из жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе в допуске Заявителю к участию в Аукционе. в связи с «несоответствием квалификационным требованиям аукционной документации
1. Пунктом 2.1 Документации установлено требование: «Участник должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем.

  • В подтверждение того, что участник является производителем товаров, либо обладает правом поставки товаров, представленным производителем, по всему перечню товаров, указанному в Таблице №1, являющейся составной частью настоящей документации, участник в составе заявки должен представить:
    документ, подтверждающий, что участник является производителем товара;
    или
  • информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товара о праве участника осуществлять поставку товаров;
    или
  • договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением договора с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику.

Вместе с тем, установление данного требования является ограничением количества участников, так как предоставление таких документов зависит от волеизъявления третьих лиц, а также их наличие не подтверждает качество поставки и выполнение обязательств по договору заключаемому по результатам Аукциона.
Таким образом, установление в Документации вышеуказанного требование в качестве обязательного к участникам Аукциона и отказ в допуске участникам Аукциона в случае несоответствия данному требованию ограничивает круг участников закупки и противоречит Положению о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

2. Документацией установлены следующие требования к участникам:
– отсутствие просроченной задолженности перед ОАО «РЖД» за 3 года, предшествующие дате размещения извещения;
– отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО «РЖД»;
– непричинение вреда имуществу ОАО «РЖД»;
Вместе с тем, установление требований об отсутствии просроченной задолженности, неисполненных обязательств перед Заказчиком, о непричинении вреда имуществу Заказчика в качестве обязательных к участникам Аукциона, а также отказ в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием указанным требованиям необоснованно ограничивает количество участников. Кроме того, несоответствие указанным требованиям, не подтверждает невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам Аукциона.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России РЕШИЛА:

  • Признать жалобу обоснованной.
  • Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  • Обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений не выдавать, так как по результатам Аукциона заключен договор.
  • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.