Многие жалобы по 223-ФЗ не будут рассматриваться ФАС России в ускоренном порядке

Жалобы без надлежащего основания, по решению Верховного Суда, рассмотрению по ускоренной процедуре не подлежат.

Верховный суд РФ вынес несколько определений (определение по делу № А27-24989/2015 от 11 апреля 2017 г. и от 27 июня 2017 г.), в которых указал на отсутствие у ФАС России полномочий по рассмотрению жалоб на закупки госкомпаний в соответствии с ускоренной процедурой по основаниям, не указанным в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
Статья 18.1 Закона о защите конкуренции позволяла рассматривать за 7 рабочих дней жалобы на нарушение процедуры торгов и выносить обязательные предписания нарушителю до того, как будет заключён договор. Таким образом, антимонопольная служба предотвращала возможность заключения договора с нарушениями. Такой порядок обжалования действует для всех торгов, проведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Жалобы на все остальные нарушения при закупках по 223-ФЗ должны рассматриваться в обычные сроки, что не гарантирует устранение нарушений до заключения договора.  

В соответствии с ч.10 ст.3 223-ФЗ есть 4 основания для подачи жалобы по 223-ФЗ в ФАС России:

  • неразмещение в ЕИС информации о закупке;
  • предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • осуществление заказчиками закупки в отсутствие положения о закупке и без применения положений 44-ФЗ;
  • неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

По мнению Верховного суда, в упомянутой норме Закона о закупках содержится исчерпывающий перечень оснований для обжалования, и иные основания, предусмотренные в самой статье 18.1, не должны применятся.

ФАС России, с целью учета позиции суда, вынуждена принять решение о процессуальном возврате жалоб на закупки госкомпаний, поданных в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по основаниям, не предусмотренным Законом о закупках.

Вместе с тем, стоит отметить, что жалобы на действия заказчиков, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов (ст. 17 Закона о защите конкуренции) по-прежнему рассматриваются ФАС России по ускоренной процедуре в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в силу прямых оснований, предусмотренных статьей 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, учитывая позицию Верховного Суда РФ, необходимым условием для рассмотрения жалоб на закупки госкомпаний в ускоренном порядке, установленным ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, является наличие в ней оснований, предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, либо ссылки на ч.1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Жалобы, не соответствующие указанным требованиям, подлежат процессуальному возврату.